Сразу отметим, что ст. 11 Декрета льготы по уплате налога на рекламу не предусмотрены. Но еще раз напомним: органы местного самоуправления имеют право вводить льготные налоговые ставки, полностью отменять отдельные местные налоги и сборы или освобождать от их уплаты определенные категории плательщиков согласно ст. 18 Декрета. Поэтому в своей работе бухгалтер должен пользоваться решениями местных органов власти.
Например, по решению Киевского городского совета от 24.04.2003 г. №360/520 "Об утверждении положения о налоге на рекламу в г. Киеве", от налогообложения освобождается:
1) социальная реклама;
2) реклама благотворительных мероприятий;
3) информационные вывески, которые размещаются в помещениях, используемых для реализации товаров, включая витрины;
4) объявления и сообщения о смене местонахождения предприятий, учреждений, организаций, номеров телефонов, телефаксов, телетайпов.
Учет налога на рекламу
Согласно пп. 5.2.5 Закона о прибыли, к валовым расходам относятся суммы внесенных (начисленных) налогов, сборов (обязательных платежей), установленных Законом о системе налогообложения. То есть налогоплательщик-рекламодатель относит сумму налога на рекламу на валовые расходы (что подтверждается письмом ГНАУ от 23.02.98 г. №1873/10/16-1101).
А рекламные агентства лишь аккумулируют суммы налога и в установленные сроки перечисляют налог в бюджет. Кроме того, они не включают указанный налог в валовые расходы.
Пример 1 Бухгалтерский и налоговый учет налога на рекламу у рекламодателя.
1. Предприятие в июле 2005 г. уплатило газете, плательщику налога на прибыль на общих основаниях, за разработку и публикацию макета рекламного объявления 361,50 грн, в т. ч. НР - 1,50 грн и НДС - 60 грн.
2. Объявление напечатано в газете в августе 2005 г.
По данным примера см. таблицу 1.
Таблица 1
Бухгалтерский и налоговый учет налога на рекламу у рекламодателя (по данным примера 1)
Содержание хозяйственной операции | Бухгалтерский учет | Сумма, грн | Налоговый учет | ||
Д-т | К-т | ВД | ВР | ||
Перечислено газете за разработку и публикацию макета рекламного объявления | 631, 685 | 361,50 | - | 301,50 | |
Отражена сумма налогового кредита по НДС | 60,00 | - | - | ||
Подписан акт о выполненных услугах (объявление напечатано) | 92, 93 | 631, 685 | 300,00 | - | - |
Списана (зачислена) сумма НДС | 631, 685 | 60,00 | - | - | |
Отражен налог на рекламу | 92, 93 | 631, 685 | 1,50 | - | - |
Пример 2 Бухгалтерский и налоговый учет налога на рекламу у производителя рекламы.
1. Предприятие получило предоплату за разработку и размещение рекламного ролика на радио - 3615 грн, в т. ч. НР - 15 грн и НДС - 600 грн.
2. Себестоимость рекламной услуги - 1200 грн.
По данным примера см. таблицу 2.
Таблица 2
Бухгалтерский и налоговый учет налога на рекламу у производителя рекламы (по данным примера 2)
Содержание хозяйственной операции | Бухгалтерский учет | Сумма, грн | Налоговый учет | ||
Д-т | К-т | ВД | ВР | ||
Получена предоплата от рекламодателя за рекламное объявление | - | ||||
Отражена сумма налогового обязательства по НДС | - | - | |||
Учтены обязательства по НР перед бюджетом | 64/НР | - | - | ||
Отражен доход от рекламных услуг | - | - | |||
Списана (зачислена) сумма НДС по обязательству | - | - | |||
Начислен НР | 64/НР | - | - | ||
Списана себестоимость рекламных услуг | 903 791 | 23 903 | - |