Аккредитованное образовательное частное учреждение
Высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ФинансовО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА»
Кировский филиал
Кафедра физического воспитания и БЖД
УТВЕРЖДАЮ Директор филиала _______________ О.К. Акулова «20» января 2017г. |
Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа дисциплины
Для студентов, обучающихся
по специальности 40.05.01
"Правовое обеспечение национальной безопасности"
Специализация: уголовно-правовая
(программа подготовки специалиста)
Рекомендовано учебно-методическим и редакционно-издательским советом КФ МФЮА
(протокол № 01-ОД от 20 января 2017 г.)
Одобрено кафедрой
физической культуры и БЖД
(протокол № 1 от 19 января 2017 г.)
Киров, 2017
Цель и задачи, решаемые дисциплиной
Цель:
- формирование профессиональной культуры безопасности, формирование у студентов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека.
Задачи:
Вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
- создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
- идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения;
- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
- проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности;
- обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;
- принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий;
- прогнозирования развития негативных воздействий и оценки последствий их действия.
Дидактические единицы содержания учебного курса
Исходя из цели изучения данной дисциплины подлежат освоению следующие дидактические единицы:
- современное состояние и негативные факторы среды обитания;
- принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, основы физиологии и рациональные условия деятельности;
- анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов;
- основы проектирования и применения защитной техники, методы исследования устойчивости функционирования объектов экономики и технических систем в чрезвычайных ситуациях;
- прогнозирование чрезвычайных ситуаций и разработка моделей их последствий; разработка мероприятий по защите населения и производственного персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе и в условиях ведения военных действий, и ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;
- контроль и управление условиями жизнедеятельности; требования к операторам технических систем и ИТР по обеспечению безопасности деятельности.
Указанные дидактические единицы положены в основу рабочей учебной программы дисциплины.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Предмет и методология безопасности жизнедеятельности
Основы безопасности жизнедеятельности, основные понятия, термины и определения. Цель и содержание дисциплины безопасность жизнедеятельности, ее основные задачи. Комплексный характер дисциплины: социальные, медико-биологические, экологические, технологические, правовые и международные аспекты.
Система «человек - среда обитания». Производственная, городская, бытовая, природная среда. Взаимодействие человека со средой обитания. Опасность - классификация. Основы оптимального взаимодействия: комфортность, минимизация негативных воздействий, устойчивое развитие систем.
Негативные воздействия естественного, антропогенного и техногенного происхождения. Примеры воздействия негативных факторов на человека и природную среду. Критерии оценки негативного воздействия: численность травмированных и погибших, сокращение продолжительности жизни, материальный ущерб, их значимость.