Факторы, влияющие на эффективность работы группы. Управление неформальной группой

Идеальная группа обладает открытостью, гибкостью, адекватным подходом к принятию новых членов, творческим подходом к ролям и номам, сбалансированностью целей группы с целями организации и бережным отношением к каждому своему члену. Ее основные характеристики – осознание общей ответственности, инициативность членов группы, адекватная реакция на изменение внешних условий.

Для эффективного управления группой большое значение имеют следующие основные факторы, определяющие качественную сторону взаимодействия группы и организации в лице руководителя:

А. Структурные факторы:

 

Б. Независимые факторы:

 

В. Переменные факторы:

 

Г. Мотивационные факторы:

 

Д. Промежуточные факторы:

 

 

Количественная сторона выражается в системе оплаты труда и материальных поощрений и льгот для участников группы.

 

Перечисленные выше факторы влияют на эффективность работы группы (оптимальное решение поставленных задач с высокой производительностью труда) и ее существование (удовлетворенность членов группы) при соблюдении следующих условий:

  • У группы должны быть четко сформулированные цели, сбалансированные с целями членов группы и организации в целом.
  • Балансирование целей осуществляется руководителем в ходе открытого коллективного обсуждения проблемы или задачи.
  • Необходимость определенной ответственности за результаты вытекает из коллективного способа принятия решения.
  • При взаимодействии с группой руководителю следует всячески избегать соперничества между ее членами, так же как и соперничества между группами. Это может снизить эффективность коммуникаций, качество выполняемой работы и разрушить мультиплексный эффект.

 

Следует учитывать, что неформальные группы динамически взаимодействуют с формальными. Одним из первых, кто стал уделять внимание этому фактору, а также образованию неформальных организаций был Джордж Хоманс, теоретик в области исследования групп.

В модели Джорджа Хоманса (рис. 2) под видами деятельности понимаются задачи, выполняемые людьми. В процессе выполнения этих задач люди вступают во взаимодействие, которое, в свою очередь, способствует появлению чувств – положительных и отрицательных эмоций в отношении друг друга и начальства. Эти эмоции влияют на то, как люди будут осуществлять свою деятельность

 

Рис. 2. Модель Хоманса

 

Помимо того, что модель демонстрирует, как из процесса управления (делегирования заданий, вызывающих взаимодействие) возникают неформальные организации, она показывает необходимость управления неформальной организацией.

Руководитель должен учитывать неформальные отношения и стараться использовать их в интересах дела.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: