Км = ---------------------------------------------------------------;
Автомобиле-дни нахождения их в хозяйстве
Основные причины снижения этого коэффициента — простои машин из-за технической неисправности, организационных причин.
Для характеристики технического состояния транспорта исчисляется коэффициент технической готовности машин (Кт.г.):
Автомобиле-дни нахождения машин в исправном состоянии
Кт.г. = -----------------------------------------------------------------------;
Автомобиле-дни нахождения их в хозяйстве
Рассмотренные показатели не раскрывают результатов использования машин в процессе рабочего дня: не весь рабочий день они находятся в движении, т.е. выполняют непосредственно свою работу.
Для оценки использования автомашин на протяжении дня рассчитывается коэффициент использования их рабочего времени (Кр):
Время нахождения машин в пробеге
Кр = ----------------------------------------------------------------------;
Время нахождения машин в наряде (на работе)
Иногда автомашины совершают порожние рейсы в одну или даже две стороны, не выполняя никакой полезной работы, для характеристики этого явления рассчитывается коэффициент использования пробега (Кп):
Пробег машин с грузом, км
Кп = ---------------------------------------;
Общий пробег машин, км
Важное значение имеет полнота их загруженности, т.е. использования грузоподъёмности, для характеристики этого явления рассчитывается коэффициент использования грузоподъёмности машин (Кгр.):
Средняя фактическая загруженность одной машины, т
Кгр. = ----------------------------------------------------------------------;
Средняя техническая грузоподъемность одной машины, т
Чтобы подсчитать среднюю загруженность автомашины, надо общий объем грузооборота, выраженный в тонно-километрах, разделить на пробег машин с грузом в километрах.
Для обобщающей характеристики работы грузового автотранспорта используют показатели среднегодовой, среднедневной и среднечасовой выработки машин.
Обобщающим показателем эффективности использования автотранспорта является себестоимость грузоперевозок, чем эффективнее используются машины, тем ниже себестоимость одного тонно-километра.
Себестоимость одного тонно-километра выполненных транспортных работ можно рассчитать по формуле:
Cт-км = ∑ Эз: Q = руб/т-км.
где,
∑ Эз – сумма эксплуатационных затрат по автопарку, руб.
Q -объём выполненного грузооборота, т-км.
Необходимо постоянно анализировать все указанные показатели, устанавливать причины изменения их и резервы увеличения грузооборота и снижения себестоимости тонно-километра.
Вопрос№4
В настоящее время удельный вес затрат на транспортные работы в себестоимости многих видов сельскохозяйственной продукции достигает 10 – 15 %.
Поэтому повышению эффективности грузоперевозок, снижению себестоимости транспортных работ должно уделяться большое внимание.
Эффективность транспортного обслуживания выражается в предотвращении потерь продукции, своевременной и качественной доставке груза в пункт назначения, снижении себестоимости единицы грузоперевозок - тонно-километра.