Вопрос Конституционное право с точки зрения онтологии права

Тема 5 Онтология конституционного права

Конституционное право с точки зрения онтологии права

Проблемы автономности конституционного права

Идея иерархии в праве: Верховенство Конституции

Толкование конституции с точки зрения онтологии

Вопрос Конституционное право с точки зрения онтологии права

Конституционное право в его современном виде очевидно основывается на естественно-правовой концепции, которая содержит скрытые потенции, важные импульсы для развития реальности права на основе «признания» новых прав (ст. 2, 55 Конституции РФ). Именно поэтому стоит обратить внимание не только на общую картину онтологии права, но и на то, что находится «в тени» в сфере правовой реальности — на принципы естественного права, т.е. попытаться найти его место в онтологической структуре права.

Основной оппозицией в правовом мире является различение закона и права, в котором понятие права отражает наличие объективных закономерностей в устройстве социальной жизни. Это могут быть биологические, экономические и другие закономерности, которые учитываются в праве, но не путем их зеркального отражения, а опосредованно. Отражая объективно складывающиеся в социуме порядки, право имеет свои объективные закономерности, которые человек должен познать. Собственно, само понятие права, которое является самостоятельным, наряду с понятием закон и выражает в концентрированном виде этот онтологический факт.

Право является результатом познания объективных потребностей человеческого общества, результатом человеческого разума. Таким образом, вырисовываются два фактора, обусловливающие развитие права — объективный и субъективный, причем воздействие этих факторов на право в пространстве и времени не является величиной постоянной. Онтологическая структура конституционного права значительно отличается от онтологической структуры уголовного, финансового или экологического права. В ней чрезвычайно важную роль, помимо позитивного закона, т. е. текста конституции и других законов, играют конституционные принципы и сложившиеся концептуальные представления об их нормативном содержании и правоприменительной практике, особенно решения высших судов, раскрывающие смысл юридических символов — принципов. Именно поэтому так называемое толкование конституционных норм на самом деле таковым не является или, во всяком случае, разительно отличается от толкования норм в иных отраслях права.

В онтологической структуре конституционного права выделяются три слоя: 1) естественное право — объективно существующая система неотчуждаемых прав человека, принадлежащих каждому от рождения; 2) позитивное конституционное право, реальность.

Обратим внимание: для правильного понимания материала, изложенного ниже, следует знать, что речь идет не о конституционном праве отдельной страны, а о конституционном праве как части культуры человечества. кста конституции; 3) традиции и сложившаяся правоприменительная практика.

Нас интересует онтология конституционного права. Возможно, для него нормативногосударственное волеизъявление имеет гораздо меньшее значение, чем для таких отраслей права, как уголовное, административное, ведь даже основной закон — конституция — обычно исходит не от законодательного органа государства, а от народа (мы — народ...). Постоянное развитие системы основных прав происходит в сфере конституционного права путем не только принятия законов, но и признания новых прав человека судами в определенной правовой ситуации — ситуации спора, т. е. возможно возникновение объективной необходимости признания официально тех норм, которые уже объективно сложились в обществе. И тогда следует найти место тем, по сути, юридическим нормам, которые самопроизвольно уже появились в социуме, регулируют отношения в онтологической структуре права. Было бы, наверное, неосмотрительно сразу же отвергнуть их как неюридические только потому, что не состоялся акт их официального признания.

Анализ онтологической структуры конституционного права помогает выявить новые универсалии и категории философии права — такие, как спор и согласие, определенность в праве, правовое концептуальное пространство. Спор и согласие являются средствами обнаружения права. Право выявляется, становится определенным, фиксированным прежде всего в результате рассмотрения юридического спора с помощью специальных юрисдикционных механизмов, универсальных для всего человечества. Вопреки устоявшемуся мнению центром правовой реальности являются не юридическая норма и не право, а коллизия, спор и его результат — согласие, компромисс. При этом право, возникающее в результате спора, первично по отношению к закону. Поэтому в качестве первичного онтологического слоя в онтологической картине правовой реальности рассматривается конфликтная бытийная сторона жизни. Именно конфликты приводят, причем объективно, необходимо, к появлению определенных правовых закономерностей, из которых по мере развития юридической техники появляются своеобразные юридические универсалии — юридические конструкции (понятия, принципы, презумпции, фикции и т. д.).

Обнаружить правовую реальность очень сложно, поскольку в течение веков наслоились догматические юридические представления, камуфлирующие то, чем на самом деле руководствуется человек. денных прав человека плюс разного рода интуиции по поводу справедливости). Но независимо от типа этих трех разных культур нельзя не признать, что онтологический статус естественного права постоянно очень высок, а поэтому, рассматривая проблемы онтологии права, с этим обстоятельством невозможно не считаться. Нельзя рассматривать эту систему юридических взглядов как некую случайность или идеалистическое увлечение, своего рода детскую болезнь человечества. На протяжении тысячелетий человечество, рассматривая право с онтологической точки зрения, обнаружило в нем две области, или два пространства — верхнее и нижнее. Внизу находится позитивное право, которое не рассматривается как «истинное» право. На эту роль претендуют нормы, находящиеся в высоких, «разряженных» слоях правовой «атмосферы», именно там обитает некое идеальное право, по поводу которого бесконечно спорят: а право ли это? Идея естественного права остается бессмертной, как бессмертна вера человека в лучшее будущее. Это вера в то, что жизненные отношения базируются на каком то высшем юридическом или этическом начале, которое и должно быть эталоном при конструировании позитивного права. Вся сложность в том, что об этой «измерительной рулетке» многие пишут, мечтают, но, кажется, никто еще не держал ее в своих руках, хотя попытки такого инструментального» применения естественного права юристами предпринимались. И первые такого рода попытки можно связать с Новым временем, когда юристы создали основы рационального понимания естественного права. Аксиома Г. Гроция гласила: люди по своей природе являются свободными и поэтому стремятся к свободным отношениям с себе подобными. Основной принцип естественного права, таким образом, состоит в спокойной и свободной совместной жизни людей между собой. Люди достаточно разумны, чтобы создать правовой порядок из объективных закономерностей совместной жизнедеятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: