Когнитивный диссонанс

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера

Когнитивный диссонанс – это состояние, возникающее в ситуации, когда человек одновременно располагает двумя психологически противоречивыми «знаниями» (мнениями, понятиями) об одном объекте.

Люди стремятся к некоторой согласованности как желаемому внутреннему состоянию.
Если возникает противоречие между тем, что человек знает, и тем, что он делает, то это противоречие стремятся как-то объяснить и представить его как непротиворечие ради того, чтобы вновь достичь состояния внутренней когнитивной согласованности.

Согласно теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера, когда реальные результаты деятельности человека соответствуют намеченным, согласуются с ними, возникаютположительные эмоции. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.

Состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться.

выйти из когнитивного диссонанса можно тремя путями:
а) изменить поведение, то есть бросить курить;
б) изменить знание, в данном случае - убедить себя, что все рассуждения о вреде курения как минимум преувеличивают опасность, а то и вовсе недостоверны;
в) осторожно воспринимать новую информацию о вреде курения, то есть попросту игнорировать её».

+ может исп.оправдание своих действий как признание их вынужденными (заставили, хорошо заплатили)

+ поиск новой информации, которая подтвердит или опровергнет существующие у человека знания

 

Эмоции здесь рассматриваются в качестве основного мотива действий и поступков.

Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качестве эмоциогенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания.

 

Н: В школе введен курс «Основы православной культуры», где учитель рассказывает, что наш человек сотворен Богом. После перемены на другом уроке, который называется «Окружающий мир», та же учительница рассказывает об эволюции и что люди и обезьяны происходят от общего предка.

В обоих случаях у ребенка наступает когнитивный диссонанс. Он испытывает дискомфорт от противоречия, т.к. полученная им информация освящена авторитетом учителя.

Тогда ребенок или а) Ребенок вынужден признать, что высказывания учителя — не всегда правда (отказ от авторитета учителя)
б) В тяжелом случае ребенок отказывается не только от мировоззренческой целостности, но отбрасывает и саму идею целостности. Он принимает модель мира, в которой целостного субъекта не существует, а мир представлен в виде элементов, не требующих смыслового единства. Происходит фрагментация сознания.

 

Если деят-ть воспринимается как бессмысленная и неприятная, то придание ей личностного смысла способствует повышению мотивации к этой деятельности.

 

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС

По Л. Фестингеру -состояние, характеризующееся столкновением в сознании индивида противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно к.-л. объекта или явления, вызывающих у него чувство дискомфорта и стремление избавиться от него.
Преодолеть К. д. человек стремится путем изменения одного из противоречивых знаний и установления соответствия между знанием и поведенческими установками.
Источник: Большой словарь по социологии

состояние, когда люди находят неприемлемым диссонанс или отсутствие соответствия между своими установками или между установками и поведением, поскольку испытывают потребность в согласованности и гармонии, и будут пытаться устранить его, изменяя свое знание или дополняя его.
Н: Например, если члены культа, ожидающего прибытия пришельцев на летающих тарелках, обнаружат, что тарелки не прибыли в назначенный день, это несоответствие заставит их либо пересмотреть свои убеждения, либо каким-либо образом объяснить неудачу предсказания. Лит.: Festinger(1957)

 

Согласно информационно-потребностной теории Симонова, эмоции определяются актуальной потребностью и оценкой вероятности ее удовлетворения, причем процесс оценки разворачивается непроизвольно, неосознанно и автоматически (в этом отличие эмоциональной реакции от сознательного решения).

Другими словами, эмоция – это результат автоматической оценки изменения вероятности достижения цели в связи с получением новой информации.

 

Основная функция отрицательных эмоций, по Симонову, – переключение поведения, т.е. смена объекта, на который направлена активность, на более адекватный. При этом отрицательная эмоция действует "хитро": она субъективно снижает ценность недостижимой вещи (после того как я посмотрела на проносящиеся мимо автомобили, ассортимент магазина кажется мне уже нс таким интересным).

Функция положительных эмоций заключается в поддержании направления активности вплоть до полного удовлетворения потребности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: