Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к(3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.
17. Расставьте знаки препинания, укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Зверей в лесу заставляет насторожиться (1) должно быть (2) даже шорох падающих листьев.
Очертание строившегося дома (3) казалось (4) похожим на корабль.
18. Расставьте знаки препинания, укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Типичными героями (1) за равенство и права (2) которых (3) боролся просветитель (4) оказываются женщина или ребёнок.
19. Расставьте знаки препинания, укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело
Прочитайте текст и выполните задания 20-25
(1)Лепестинья смахивает прозрачные слёзы, мне хочется пожалеть её, но она не позволяет этого и сама себя не жалеет, улыбается извинительно, шагает дальше по тропинке памяти и время от времени говорит очень важное для меня и для себя:
(2)— Ну ладно, тогда голодуха, тяжёлое время, сироты понятно откуда брались, а теперь-то, теперь?
(3)И я как бы выплывала из Лепестиньиной жизни в свою, и ко мне будто бы подбегали шепелявая Зина Пермякова — поёт «Очи черные, очи страстные», жалелыцица моя Анечка Невзорова, тёзка полководца Саша Суворов, Коля Урванцев, уснувший после приступа боли у меня на коленях, брат и сестра Миша и Зоя Тузиковы, которых ни за что нельзя разлучать, и Женечка Андронова, и Костя Морозов, и Лёня Савич, и все-все-все.
(4)Простой Лепестиньин вопрос, который она повторяла то и дело, вызывал во мне смутную, необъяснимую тоску. (5)Ведь я знала ответ на этот вопрос, про каждого из ребят могла сказать, по какой причине остался он один. (б)А вот про всех сразу не могла, нет, не могла твёрдо и уверенно ответить, что дело обстоит так-то и так-то. (7)Что суть проблемы кроется в том-то и том-то.
(8)— Тогда — голод, — тогда — трудности, тогда — война. (9)Но теперь- то? (Ю)Не голод, не война. (Н)Нетрудно, в общем, жить. (12)И что? (13)Дети без родителей — вот они, у меня за плечом. (14)И я еду вызнавать подробности. (15)Выяснять, как и чем мы должны помочь. (16)Мы не матери и отцы, а всего только учителя.
(17)Вопрос Лепестиньин правомерен, да, правомерен. (18) Мне понятно, почему Дзержинский, воевавший с бандитами и врагами, занялся беспризорниками. (19)Понятна слава Макаренко с его колонией. (20)Понятно сиротство страшной войны, когда я ещё даже не родилась, — это мне всё понятно.
(21)Непонятно, почему сироты есть теперь.
(22)Катастрофы, беды, смерти — это осознать можно, без них мира нет. (23)Но сиротство — оно непостижимо, потому что так просто: детям — всем детям! — нужны родители. (24)Если даже их нет.
(25)— Хочу посмотреть нынешний детдом, - отвлекалась от своего рассказа Лепестинья. — (26)Небось, совсем другое дело! (27)И вдруг сказала: «Всю жизнь ребёночка иметь хотела, да Бог не дал! (28)А кому не надо — даёт!» (29)Толкнула меня легонько локтем. (30)— Отдай-ка мне одного, а, девка?
(31)3амечали ли вы, что порой совершенно непонятным образом, неизвестно как и почему вы предполагаете дальнейший ход событий, и события поворачиваются именно так, как вы думали. (32)Человек говорит слова, которые вы от него ждёте. (ЗЗ)Или вы входите в дом и встречаете там обстановку, которая когда-то именно такой вам и представлялась.
(34)Отчего это? (35)Почему? (Зб)Может, и впрямь в воздухе движутся какие-то волны, передающие не только знания, но и чувства, мысли, даже намерения? (37)И есть что-то таинственное в передвижении этих частиц, преодолевающих не только расстояние, но и время. (По А. Лиханову*)
* Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) — детский и юношеский писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, директор Научно-исследовательского института детства.
20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста?
1) Рассказчица едет «вызнавать подробности» жизни ребенка в семье.
2) Человек ждет от собеседника именно тех слов.
3) Лепестинья не жалеет детдомовцев.
4) Рассказчица знает о том, как каждый её воспитанник оказался в детском доме.
5) Сейчас много детей отправляют в детдом, потому что тяжелые времена настали.
21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочным? Укажите номера ответов.
1) Предложения 5-7 объясняют содержание предложения 4.
2) Предложения 17-21 содержат рассуждение.
3) Предложение 23 противопоставлено по содержанию предложению 22.
4) Предложения 34-37 включают повествование.
5) Предложения 25-30 содержат описание человека.
22. Из предложений 18-23 выпишите лексический повтор.
23. Среди предложений 2-7 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 20-23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«Поднимая одну из важнейших проблем, которая никого не может оставить равнодушным, автор пытается разобраться в причинах её возникновения, доверяя своим персонажам высказать серьёзные размышления. Чтобы акцентировать внимание читателей на проблеме и подчеркнуть её остроту, автор использует приёмы: _______________ (предложение 8), _______ (предложения 8—9, 10, 11; 18, 19), («понятно* в предложениях 18, 20, «правомерен» в предложении 17), а также синтаксическое средство ________(в предложении 3)».
Список терминов:
1) лексический повтор
2) фразеологизм
А | Б | В | Г |
3) литота
4) парцелляция
5) ирония
6) противопоставление
7) синтаксический параллелизм
8) ряд однородных членов
9) эпитет