Доклада на заседании секции статистики ЦДУ РАН 16.11.2017

Т Е З И С Ы

по теме: «О формировании актуальных показателей статистики внутренней торговли»

Эффективное социально-экономическое обустройство и развитие государства, деятельность органов государственной власти неразрывно связаны с деятельностью государственной статистики - важнейшей составляющей информационного обеспечения в масштабе всей страны.

Государственная статистика ориентирована на потребности различных групп пользователей, среди которых органы государственной власти, бизнес-сообщество, научные, общественные организации, население. Охватывая многие аспекты жизни общества, государственная статистка является необходимым элементом его развития, экономической стабильности и дальнейшей интеграции России в мировое сообщество.

Торговля является одним из значимых секторов российской экономики. Ее доля в объеме валовой добавленной стоимости страны составляет 16%, превосходя другие виды деятельности. В торговле занято 19% численности всех занятых в экономике. В отрасли формируется 11% всех поступлений в бюджет.

Официальная статистическая информация является неотъемлемой частью системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 г. № 1234 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» показатель «оборот розничной торговли» включен в перечень показателей социально-экономического прогноза развития страны.

С принятием Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и на период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России от 25 декабря 2014 г. № 2733, актуальность официальной статистической информации, позволяющей оценить эффективность мероприятий по его реализации, значительно возросла.

Существующая в настоящее время система показателей позволяет осуществлять всесторонний анализ состояния и развития торговой деятельности в Российской Федерации, предусматривает как потребности оперативного информирования пользователей, так и более детальную информацию, собираемую с квартальной и годовой периодичностью.

В соответствии с Федеральным планом статистических работ Росстат формирует официальную статистическую информацию об:

- объемах оборота розничной торговли;

- индексах физического объема оборота розничной торговли;

- объемах розничной продажи товаров (по 74 укрупненным товарным группам);

- индексах физического объема розничной продажи товаров;

- ассортиментной структуре торгового оборота (по 183 товарным позициям);

- доле импорта в объеме товарных ресурсов розничной торговли;

- доле импорта отдельных товаров в их товарных ресурсах.

Информационной основой формирования данных показателей являются унифицированные формы отчетности, по которым представляют сведения организации всех видов деятельности, и специализированные формы статистического наблюдения, сведения по которым представляют только торговые организации.

Внедрение новых технологий и широкое распространение использования электронных устройств послужило толчком к применению «больших данных».

 

 

Так, в Российской Федерации с 1 января 2016 г. вся информация об объемах розничной продажи алкогольной продукции от хозяйствующих субъектах поступает с использованием программно-аппаратных средств в единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС). Обладателем информации, содержащейся в ней, является Российская Федерация, оператором - Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, а участниками - организации, имеющие лицензию на осуществление производства и (или) оборота алкогольной продукции, федеральные органы исполнительной власти.

В качестве другого источника больших данных могут быть использованы данные торговых предприятий, аккумулируемые через контрольно-кассовую технику, информация по которой должна поступать через операторов фискальных данных в налоговые органы.

В настоящее время на основе информации, получаемой с контрольно-кассовой техники, ФНС России разрабатывается один агрегированный показатель – выручка в целом по юридическому лицу (налогоплательщику), включая данные по территориально-обособленным подразделениям, осуществляющим свою деятельность как на одной территории субъекта Российской Федерации с юридическим лицом, так и на разных территориях, а также группировка ее по размерам НДС.

Преимуществами этих принципиально новых источников данных можно будет воспользоваться в случае решения вопросов, касающиеся методологии сбора, хранения и обработки таких данных, стандартизации их качества, обеспечения и развития программно-технологических мощностей, сохранности и конфиденциальности данных, законодательного регулирования, т.е. необходимо «вписать» их в действующую систему официального статистического учета.

«Большие данные» могут быть потенциально полезными как в качестве замены существующей практики статистических наблюдений, так и в качестве дополнительного источника статистической информации, используемого для различного рода досчетов, оценок, сопоставлений, а также и для проверки полученных результатов.

Постепенно стабилизируются показатели оборота розничной торговли. Если в январе-сентябре 2017 г. торговый оборот увеличился по сравнению с январем-сентябрем 2016 г. (в сопоставимых ценах) на 0,5%, то аналогичный показатель в прошлом году сократился на 4,5%.

На потребительском рынке динамика продажи пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями уступает темпам продажи непродовольственных товаров. Оборот розничной торговли непродовольственными товарами в 2016 г. сократился по сравнению с 2015 г. на 4,2% в сопоставимых ценах, в то время как оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями – на 5,0%. В январе-сентябре 2017 г. изменение объемов продажи по указанным группам составило 1,5% и минус 0,5% соответственно.

Отмечается увеличение объемов продаж населению в январе-сентябре 2017 г. по отношению к январю-сентябрю 2016 г. по таким непродовольственным товарам, как: компьютеры на 12,5%, телевизоры (25,2%), мобильные телефоны (17,5%), легковые автомобили (9,0%).

По отдельным продовольственным товарам также отмечен рост продаж населению в этом периоде. Так, по мясу и мясным продуктам, растительным маслам на 2,4%, кондитерским изделиям (2,8%), сахару (7,9%), крупам (6,6%), яйцам (4,0%), фруктам (5,0%), овощам (10,5%).

Вместе с тем объемы реализации таких продовольственных товаров как рыба и рыбопродукты, животные масла, сыры, кофе были ниже прошлогоднего уровня.

Доля товаров импортного производства в товарных ресурсах розничной торговли за последние 3 года значительно снизилась, с 44% в 2013 г. до 38% в 2016 г., что является следствием постепенного наращивания отечественного производства и сокращения импортных поставок.


 

В объеме товарных ресурсов продовольственных товаров доля импорта в 2016 г. составила 23% против 36% в 2013 г.

Что касается отдельных продовольственных товаров, то по итогам 2016 года доля импорта снизилась. Так, по говядине доля импорта составила в 2016 г. 40% против 48% в 2015 году; по свинине 10% против 13%. Россия почти полностью обеспечивает себя мясом птицы (доля импорта в товарных ресурсах розничного рынка в 2016 г. составила всего 5,0% против 5,5% в 2016 г.).

Практически полностью (на 99%) за счет отечественного производства формируются товарные ресурсы крупы, муки и колбасных изделий.

Продолжает наблюдаться тенденция снижения объемов покупки населением товаров на рынках и ярмарках (в 2016 году по сравнению с 2015 г. на 14,1%, в январе-сентябре 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. - на 8,6%). В условиях выхода из кризиса сетевая торговля, благодаря гибкости ритейлеров по отношению к ассортиментной и ценовой политике, продолжает наращивать своё присутствие на потребительском рынке. Доля продажи через сетевые форматы торговли в общем обороте розничной торговли в 2016 г. составила 27,2% против 15% в 2009 году (за 9 месяцев 2017 г. – 29,5%). Удельный вес по продовольственным товарам в общем обороте розничной торговли через сетевые форматы торговли увеличился с 21,8% до 33,1% в 2016 г. (за 9 месяцев 2017 г. – 33,8%).

Люди нередко предпочитают онлайн покупки, выбирая недорогие аналоги по всем категориям товаров. Наблюдается тенденция роста доли интернет-торговли в объеме оборота розничной торговли. Вместе с тем в 2016 году она составила 1,1%. В 2014 году аналогичный показатель составлял 0,9% торгового оборота.

Интернет-торговля - это динамично развивающаяся во всем мире отрасль (в ведущих европейских странах и США она достигла 6-10%, а в Великобритании – 10-12%).

Интернет-торговля является популярным вариантом для малого бизнеса, так как позволяет экономить на покупке или аренде помещения и затратах на оплату труда.

На долю малого бизнеса приходится 28% всех продаж через Интернет.

По данным проводимых Росстатом в ежеквартальном режиме конъюнктурных обследований деловой активности в розничной торговле в 2016 года 57% опрошенных руководителей организаций розничной торговли указывало на недостаточный платежный спрос населения (в 2015 году – 54%), 31% - на недостаток финансовых средств (33%), 23% - высокий процент коммерческого кредита (24%), 12% - сложность в получении кредита (12%).

По результатам обследования, проведенного в августе 2017 г., большинство предпринимателей (74%) оценили ситуацию в розничной торговле как удовлетворительную, 68% руководителей считают, что в IV квартале 2017 г. она не ухудшится.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: