Механизм государства и разделение властей

 

Государственные органы, выполняя разные функции, должны быть едиными в понимании исходных задач государства и обеспечивать их решение. История государства знает 3 способа согласования элементов государственного механизма:

 

А)сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица.

Б)разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

В)организацию органов государства, основанную на принципах демократического централизма.

 

Исторически первый способ согласования деятельности государственных органов был в руках лидера государства, которым мог быть царь, король, шах, но неограниченная власть одного человека вела к многочисленным нарушениям элементарных прав его подданных, зависимость личности не от установленных законов, а от настроения правителя-Тирана.

В период буржуазных революций их идеологи в поисках способов взыщите общества от тирании или всевластия какого-либо одного органа образовали принципы разделения властей. Основатели (Джона Лок(англ,)Монтескье (Франции)

Работа "два трактата о гос управлении"

Роман "персидские письма", очерк " размышления о причинах веления и падения римлян""О духе законов"

 

Теория разделения властей, в изложении Монтескье, предполагает разделение трёх властных взаимоуравновешанных властей. Разделение властей основывается на том, что в любом государстве необходимо осуществлять 3 вида деятельности: принятие законов, их исполнении, осуществления правосудия. ЭТО ЕСТЕСТВЕННАЯ ПРЕДПОСЫЛКА

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРЕДПОСЫЛКА с точки зрения демократии целесообразно распределить эти 3 направления гос деятельности между тремя различными группами гос органов, чтобы не прошла чрезмерная монополизация власти одной её ветвью. Важно и то, что эти 3 независимые власти могут контролировать друг друга, создавая сложную систему сдержек и противовесов.

Сейчас представления о разделении власти существенно изменилось, основной акцент делается не на расчленении единой власти на три независимые ветви, а на разграничении ее функций - законодательство, управление и правосудие. При соответствующей системе правовых гарантий, защищающих систему от внутреннего противоборства и антагонистических конфликтов.

Именно в таком понимании этот принцип сегодня нашел свое правовое закрепление и практическое применение во всех странах. Принцип разделения власти зафиксирован и в Конституции РФ (ст. 10). Исторический опыт убедил, что только там, где публично-правовые полномочия по управлению делами общества разделены по самостоятельным и уравновешивающим друг друга ветвям, обеспечивается стабильность государственной власти, рациональность управления и социально-политическое процветание общества. И, наоборот, там, где сохраняется политическая монополия, где трудно расстаются с авторитарными формами управления, там непременно за фасадом порядка наблюдается острое противостояние различных ветвей и уровней власти, растет социальная напряженность, возникают социальные конфликты и политические кризисы.

Каждая из ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная), каждый государственный орган, участвуя в реализации соответствующих управленческих функций, должен самостоятельно без подмены и под собственную ответственность исполнять свои полномочия и задачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: