Одним из важных разделов экономико-математического моделирования является теория массового обслуживания, представляет собой теоретические основы эффективного конструирования и эксплуатации систем массового обслуживания. Системы массового обслуживания (СМО) встречаются во многих отраслях экономики (производство, техника-военная область, быт и др) и предназначены для многократного использования при выполнении однотипных задач.
Примерами систем массового обслуживания могут служить:
1. посты технического обслуживания автомобилей;
2. посты ремонта автомобилей;
3. персональные компьютеры, обслуживающие поступающие заявки или требования на решение тех или иных задач;
4. станции технического обслуживания автомобилей;
5. аудиторские фирмы;
6. отделы налоговых инспекций, занимающиеся приемкой и проверкой текущей отчетности предприятий;
7. телефонные станции и т. д.
Системы массового обслуживания - это системы, в которых, с одной стороны, возникают массовые запросы (требования) на выполнение каких-либо услуг, с другой - происходит удовлетворение этих запросов.
|
|
Блок-схема системы управления рис. 1.
Рисунок 1
ТП-О – Тех. Процесс объект
Д1, Д2 – группа датчиков.
СУ – Система управления.
ИМ – Измерительный механизм
Через строго определённые промежутки времени, случайным образом снимается информация с входа и выхода ТП.
Эта информация поступает на СУ, где интерпретируется как некоторая заявка, которую необходимо обработать.
Заявка обрабатывается в СУ и через исполнительный механизм передается на объект. В этом случае эта система рассматривается как система массового обслуживания.
Структура СМО рис. 2.
Рисунок 2
I – Окружающая среда, которая генерирует заявки.
ІІ – Заявки.
ІІІ – Поток заявок поступает на вход СМО и образует очередь.
ІV – С очереди заявки поступают на СМО, причем каждая заявка обрабатывается в течении случайного промежутка времени.
V – В результате на выходе СМО получаем поток обработанных заявок.
VI – Это нетерпеливые заявки, которые не дождались обслуживания и ушли с очереди.
VII – Это заявки которые были обслужены не правильно.
Важным элементом СМО является элемент случайности: заявки поступают в случайный момент времени и время обслуживания также случайное.
При решении задач связанных с СМО рассматривают 2 основных их вида:
1. Задача синтеза.
2. Задача анализа.
Задача синтеза – это создание СМО с наперед заданными характеристиками.
Задача анализа – определение характеристик уже существующее с СМО.
Предмет дисциплины – решение задач анализа и синтеза, а также решение процессов, протекающих в СМО.
|
|
Задача теории массового обслуживания состоит в выработке рекомендаций по рациональному построению СМО и рациональной организации их работы с целью обеспечения высокой эффективности обслуживания при оптимальных затратах. Главная особенность задач данного класса – явная зависимость результатов анализ и получаемых рекомендаций от двух внешних факторов: частоты поступления и сложности заказов (а значит и времени их исполнения).
КЛАССИФИКАЦИЯ СМО
В большинстве случаев все параметры, описывающие системы массового обслуживания, являются случайными величинами или функциями, поэтому эти системы относятся к стохастическим систем. Случайном характере потока заявок (требований), а также, в общем случае, и длительности обслуживания приводит к тому, что СМО происходит случайный процесс.
обслуживания требований.
1. По числу каналов:
- одноканальные;
- многоканальные;
2. По характеру обслуживания:
- СМО с отказами;
- СМО с ограниченной очередью
- СМО с неограниченной очередью.
В СМО с неограниченным временем ожидания очередное требование, застав все устройства занятыми, становится в очередь и ожидает обслуживания до тех пор, пока один из устройств не освободится. В системах с отказами поступило требование, застав все устройства занятыми, покидает систему. Классическим примером системы с отказами может служить работа автоматической телефонной станции. В системах смешанного типа поступило требование, застав все устройства занятыми, становятся в очередь и ждут обслуживание в течение ограниченного времени. Не дождавшись обслуживания в установленное время, требование покидает систему
3. По дисциплине обслуживания:
- LIFO;
- FIFO;
- по абсолютному приоритета;
- по относительному приоритета;
- случайный порядок обслуживания.
4. По доступности:
- Открытые СМО - количество источников, генерирующих заявки, неограниченно.
- Замкнутый СМО - ограничено.
5. В зависимости от каналов в системе обслуживания:
- параллельное расположение каналов обслуживания;
- последовательное расположение каналов обслуживания.
При параллельном расположении каналов обслуживания заявка может быть обслужена любым свободным каналом. Примером такой системы является расчетный узел в магазине самообслуживания, где число каналов обслуживания совпадает с числом кассиров-контролеров.
При последовательном расположении каналов обслуживания очередной канал обслуживания начинает работе с обслуживания заявки после того, как предыдущий канал закончил свою работу. Например, в цехе детали после обработки рабочим поступают к контроллеру.
ХАРАКТЕРИСТИКИ СМО
ВероятностныЕ характеристики (пример: вероятность того, что заявка будет обслужена; вероятность того, что заявка получит отказ; вероятность того, что канал обслуживания будет занят);
Числовые характеристики:
1. абсолютная пропускная способность - это количество заявок, которое будет обслужено за единицу времени;
2. относительная пропускная способность - это количество обслуженных заявок к общему количеству заявок поступили в СМО в единицу времени;
3. среднее число занятых каналов;
4. среднее число свободных каналов;
5. среднее время заявки в очереди;
6. коэффициент готовности каналов.
Стоимостные характеристики (пример: стоимость обслуживания одной заявки; стоимость поддержи каналов)
Характерной особенностью процессов функционирования СМО является наличие элемента случайности:
- Время обслуживания случайно;
- Время поступления заявки случайно.
Так что время между двумя соседними заявками называются случайной величиной (СВ).
Непрерывная случайная величина, характеризуется плотностью распределения.
|
|
Время обслуживания заявки - также СВ, которая характеризуется законом распределения.
Итак, можно ввести еще 2 параметры классификации СМО:
1. Закон распределения времени обслуживания;
2. Плотность распределения времени между двумя заявками