Социальные институты семьи

В обществе любого типа с неизбежностью возникают и развиваются социальные институты семьи. Вырастая на основе специфических биологических черт человека, они обретают свою социальную природу путем реализации семьей важнейших социальных функций. Специфично то, что реализация этих общественно-значимых функций осуществляется благодаря личной заинтересованности, потребности людей в семейном образе жизни и потребности в детях, при этом исключается всякое внешнее принуждение и давление. Семья исполняет роль посредника между индивидом и обществом. Семья помогает индивиду занять свое место в обществе, реализовать себя в качестве члена общества, с одной стороны, и, с другой стороны, обеспечивает ему защиту, охраняет сферу его личной жизни, помогает сохранить свою индивидуальность. Такова важнейшая социальная функция семьи. Наиболее полная классификация основных функций современной семьи разработана М.С.Мацковским, он выделяет

- репродуктивную;

- воспитательную;

- хозяйственно-бытовую;

- экономическую;

- сферу первичного социального контроля;

- сферу духовного общения, социально-статусную;

- досуговую;

- эмоциональную и сексуальную функции.

 

Искусство как институт культуры.

Искусство – это всегда творческое восприятие, позволяющее изменять оценки в зависимости от социального опыта, субъективного состояния, социальной ситуации. Воздействие искусства не зависит от социального статуса или образования. Демократичное и доступное, оно заражает человека, затрагивает его мир чувств и эмоций. Социологически структурируя искусство, можно выделить создателя произведения искусства и потребителя искусства.

Искусство как социальный институт выполняет следующие функции:

  • коммуникативную – основана на том, что в процессе знакомства и усвоения искусства люди общаются на высоком уровне эмоциональности и чувственности, благодаря чему достигается духовное единство;
  • практическую – связана с созданием шедевров искусства, которые предполагают духовное отношение к действительности. Практическая значимость искусства проявляется в его разновидностях: изобразительном искусстве, музыкальном, синтетическом, «техническом», декоративно-прикладном и др. В разнообразных направлениях, течениях и стилях также реализуется его практическая значимость, в них отражается исторически сложившаяся общность художественных признаков, характерная для разных эпох и народов;
  • релаксационную – отражает влияние искусства на душевно-духовный мир человека, его восстановление, равновесие. под влиянием искусства человек по-иному начинает воспринимать социальные процессы и изменения;
  • компенсаторную – отвечает за компенсацию недостатка общения человека с «красотой» в социальном мире. Искусство удовлетворяет потребность человека в прекрасном;
  • гедонистическую – состоит в наслаждении искусством, удовлетворении человеком потребности в наслаждении;
  • гармонизирующую – предполагает, что искусство гармонизирует отношения, воспитывает гармоничное в человеке.

 

Заключение.

Социальный институт предстает перед нами гигантской социальной системой, существующей исторически длительное время, удовлетворяющей фундаментальные потребности общества, обладающей решительной силой и моральным авторитетом, охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агентств и т.д.) которые, в свою очередь, имеют персонал, аппарат управления, особые процедуры приема, закрепления и увольнения, многочисленные механизмы социального контроля и т.п.

Социальный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм. Развитие социальных институтов осуществляется путем возникновения новых социальных институтов и благодаря совершенствованию сложившихся институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих в обществе, постоянно находится в изменении и самообновлении.

Целью социальных институтов является спад межличностной конкуренции путём создания нормативных регуляций, уменьшающих социальное напряжение. Тем самым повышается потенциал культурного творчества, и таким образом социальные институты способствуют реализации высших человеческих целей.

 

Список использованной литературы.

1. Бабосов Е.М. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – Мн.: ТетраСистемс, 2004. 640 С.

2. Глотов М.Б. Социальный институт: определения, строение, классификация /СоцИс. № 10 2003. С. 17-18

3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2001. 624 С.

4. З боровский Г.Е. Общая социология: Учебник для вузов вузов. – М.: Гардарики, 2004. 592 С.

5. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России – М.: Московский сихолого-социальный институт, 2000. 464 С.

6. Фролов С.С. Социология. М.: Наука, 1994. 249 С.

7. Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: 1995

8. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания [Текст] / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - М. - Ростов н/Д, 1999. - С.216.

9.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: