Типы:
Менеджеры высшего уровня
Менеджеры высшего уровня — самая малочисленная, но наиболее влиятельная категория. Они определяют общие направления функционирования и развития организации и ее крупных подразделений, принимают ключевые решения по стратегии развития и текущим делам, наделены полномочиями для приобретения других компаний, запуска новых производственных мощностей, найма работников и т.п. Деятельность этих менеджеров характеризуется масштабностью и сложностью, приоритетом стратегической и перспективной деятельности, наиболее тесными связями с внешней средой, разнообразием принимаемых решений, напряженным темпом работы.
Менеджеры среднего уровня
Менеджеры среднего уровня координируют и контролируют работу руководителей низового уровня. В их действиях преобладает решение тактических задач, что не исключает их участия в разработке стратегических проблем. Значительный удельный вес в рабочем времени этих менеджеров занимает общение с менеджерами среднего (горизонтальная координация работ) и низового уровня (вертикаль иерархии управления).
|
|
Менеджеры низового уровня
Менеджеры низового уровня составляют самую многочисленную управленческую группу в организации. Они отвечают за выполнение производственных заданий и использование ресурсов. Их работа связана с решением преимущественно тактических и оперативных проблем. Она характеризуется разнообразием выполняемых действий, частыми переходами от одной задачи к другой, коротким временным периодом реализации принимаемых решений, постоянным общением с непосредственными исполнителями (работниками), производственным персоналом.
Роли:
Межличностные роли
Главный руководитель - Символический глава выполняет обычные обязанности правового или социального характера
Лидер - Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности
Связующее звено - Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних и внутренних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги
Информационные роли
Приемник информации - Получает специализированную информацию (в основном текущую) для использования в интересах дела; выступает как центр сосредоточения внутренней и внешней информации, поступающей в организацию
Описание
Роли, связанные с принятием решений
Предприниматель - Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает проекты изменений, контролирует разработку проектов
|
|
Устраняющий помехи - Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных помех
Распределитель ресурсов - Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации.
Сущность, типы и стили лидерства
Сущность
Лидерство - это способность лица за счет личных качеств оказывать влияние на поведение отдельных лиц и групп работников с целью сосредоточения их усилий на достижении целей организации [15, с464]
Сила и принуждение при лидерстве часто заменяются побуждением и вдохновением В результате воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без прямого проявления власти
Основа лидерства - специфический тип отношений управления, или лидерский тип Исторически этот тип возник гораздо раньше отношений"начальник-подчиненный", который сформировался в период первой промышленной революции Большинство людей признает, что лидерство отождествляется со связанными с психикой человека отношений между лидером и его последователями.
Выделяют три типа лидеров:
· Вожак – самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. На других членов группы он влияет словом.
· Лидер (в узком смысле слова) – менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением ему приходится мотивировать поведение членов группы личным примером; как правило, влияет только на часть членов группы.
· Ситуативный лидер – обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой то, вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, поход, спортивное мероприятие и т.д.
Стили:
Немецкий психолог Курт Левин (1890-1947) провел серию экспериментов, на основе которых выделил три ставших классическими стиля управления:
- авторитарный (или автократический, или директивный, или диктаторский);
- демократический (или коллегиальный);
- попустительский (или либерально-анархический, или нейтральный).