Человек как главная философская проблема

Проблема человека всегда находилась в центре философского осмысления мира; при этом классическая философия, начиная с древнегреческой, не только фиксировала создаваемый ею образ человека, но и вырабатывала некоторый идеал человека будущего.
Проблема человека и его будущего предполагает особую роль философии при обращении к анализу сущности и существования человека, антропосоциогенезу и истории человечества, к развитию его цивилизации, к развитию его творческих способностей, его социальной реализации, и, наконец, к миру его нравственной жизни, гуманистическим принципам всей системы человеческой деятельности, культуры и наук о человеке.
Диалектика развития человека - предмет научной философии человека, или философской концепции о человеке. В истории философской мысли четко просматривается мысль, что человек - не чистый лист бумаги, на котором культура пишет свои письмена: он существо, наделенное энергией и определенным образом организованное, умеющее реагировать соответствующим образом на внешние условия.
В философии существует некоторая традиция, преемственность взглядов на природу и сущность человека. Так, по Аристотелю, человек является не только природным даром, а достигается только в процессе деятельности. Демокрит рассматривал человека как часть космоса, характеризовал его как отражение Вселенной и ее символ.
Средневековье формирует свое виденье проблемы человека. Христианство основало свою идеологию на дуализме души и тела, утверждая в качестве главного мотива любовь к богу.
Аврелий Августин в своей религиозно-философской системе, рассматривая назначение человека, провозгласил стремление к счастью основным содержанием человеческой жизни, он усматривал счастье в познании человеком Бога и в уяснении полнейшей зависимости человека. Он писал, что любовь к себе, доведенная до презрения к себе как греховному существу, есть любовь к Богу, а любовь к себе, доведенная до презрения к Богу, - порок.
Средневековый философ Фома Аквинский соотносит человека с Богом как со своей целью. Но эта мысль недоступна постижению разумом. Единственный путь осмысления человеческого бытия - это божественное откровение.
Христианство выдвинуло вместо разума иной главный признак человека - сердце. Поэтому главный признак человечности - это любовь, а не сила и умение достигнуть своей цели при опоре на разум. Любовь - единственная и подлинная сила, которая вместе с верой, надеждой способна двигать горы.
Христианство утверждало, однако, не любовь человека к другому человеку в качестве главного мотива, а любовь к Богу, которая практически иссушала любовь к человеку, а вместе с этим иссушало человеческое тело. Примером тому могут служить памятники мировой культуры. Именно в этот период появилось вместо фигуры атлета - распятие. Появился и культ страдания вместо героического - эпоса древних греков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: