Особенности гендерных стереотипов в поведении мужчин и женщин

 

Говоря об особенностях гендерных стереотипов в поведении мужчин и женщин, мы должны понимать, что речь пойдет о социальных представлениях в отношениях между полами, которые будут касаться норм их социального поведения. Также стоит обратить внимание на том,в чем же должнозаключаться отличие мужчины и женщины по своим социальным и психологическим качествам. Вомногих культурах мужское начало отождествляется с логосом,духом, силой, активностью, рациональностью, наполненностью, светом. А женское, соответственно,с природой, материей, пассивностью, эмоциональностью, слабостью, пустотой, бесформенностью[ильин]. В большинстве древних мифологиях луна, земля и вода идентифицируется с женским началом, а огонь, солнце и тепло –с мужским. Здесь мужчина сравниваетсясобладателем активного, социально-творческого начала, а женщина –с пассивно-природной силой. Стоит отметить, что противоположными являются и социальные роли, которые предписываются и мужчинам, и женщинам. Первые рассматриваются в качестве преимущественно «инструментальных», а вторые – «экспрессивных»[ильин2]. Мужчина выступает«кормильцем» семьи, в нейреализовывает общее руководство и отвечает за дисциплинирование своих детей; в свою очередь, женщиненеобходимо выполнять семейно-бытовые обязанности и следить за обеспечением душевного тепла и уютав доме. Исходя из данного перечня, следует сказать, что речь заходит не только о распределении различных функций между полами, но и об иерархии илидоминировании мужчины над женщиной [рябова].

В 1902 году в России был издан труд томского епископа Макария «Образование, права и обязанности женщины».В немв большей степени предпочтительными для женщин сферами осуществления способностей оказались: ведение хозяйства, слежение за ним, воспитание детей, а для незамужних женщин – обучение детей (а именно,младшие классы), благотворительность,медицина (лечение своего же пола, женщин), миссионерская деятельность. Женщинам было рекомендовано также изучение психологии, философии,логики, физики,астрономии, однако все выше перечисленноебыло возможным при условии осуществления ими хозяйственных обязанностей. Ниже автор задается вопросом. А много ли у женщины будет времени для умственнойработы при добросовестном исполнении ею семейных обязанностей? Как уточняет автор,умственную деятельность, не приличнее ли считать «междудельем», оставивши ее, как дело, непосредственно, супругу; ведь ее дело и обязанности–это семья и хозяйство. Непосредственно для этого она и предназначена, ей предоставлены и способности, каких не дано мужчине. Епископ Макарийпридерживался такого мнения, что счастье, как мужчины, так и женщины в разделении труда, а именно муж находится вне дома, а жена в доме; муж в народе, жена реализуется среди семьи[Сочинение Макария, епископа Томского].

Далее мы обратимся к выводуДж. Хантер, основанный наанализе образа женщины в истории. Автор делает обобщение, в котором говорит, что в целом этот образ рассматривается как неполноценный, а со времен глубокой античности сам процесс женской эмансипации напрямуюбыл связан с деструктивными и разрушительными социальными последствиями, а также с распадом морали и разрушением семьи. Например, одна из основных причин гибели Римской империи была отождествлена с далеко зашедшим процессом женской эмансипации.

Обобщив ранее традиционные представления о назначении мужчин и женщин в обществе, Р. Р. Вермой были сделаны определенные выводы. Автор акцентирует наше внимание на то, что сущность женщины, как правило,можно охарактеризовать следующими особенностями:

1) женщина есть неполноценное и, в частности, зависимое существо;

2) женщина – это низшее существопо сравнению с мужчиной, ведь ей принадлежит крайняя ограниченность и слабость;

3)если рассматривать ее внутреннюю сущность, то она не представляет собой никакой ценности;

4) ее главное предназначение –быть слугой для мужчины, быть ему полезной, исключая систему сексуального партнерства и материнства, ее проживание бессмысленно и имеет только второстепенное значение;

5) сама по себе женщина самоотверженна, любяща, терпима, нежна и сентиментальна, что и является ее высшими добродетелями[гапова].

Давно стало известно, что в любой организации какого-тоопределенного общества немаловажное значение отдается определению роли полов. Однако совсем недавно люди стали обращать внимание на то, что достаточно трудно является возможным установление специфики каждого пола. Любой подход к этой проблеме будет зависеть от типа данной культуры, усвоенного уровня научных знаний и идеологической основы какого-то определенного общества. Можно сказать, что мир уже давно не стоит на месте: ни в социальном, ни в биологическом смысле. По ходу приближения к концу веканемаловажный прогресс биологии и генетики кардинально меняет нашепонимание о роли, обязанностях и специфических чертах мужчин и женщин, несмотря на то, что еще чуть более 20 лет назад данные характеристики относились к числу бесспорно однозначных и неоспоримых.

Важно отметить, что с начала XIX в. до 1960-х гг. имеющее место быть на Западе определение роли полов за редким исключением не менялось. Для того периода было характерно четкое и конкретноеразделениеопределенных функций мужчин и женщин, которое доводилось в некоторых случаях до неоспоримого дуализма в ограниченных рамках жесткой иерархической модели. Сторонники данного направления«отсылались» к природе, традициям и религии, которые имели свое существование с древнейших времен. Женщина должна была родить детей и вести хозяйство. Мужчина, в свою очередь, должен был завоевывать мир и отвечать за жизнь своей семьи, а также, непосредственно, добывать для нее все необходимое в годы мирного времени и защищать ее в период войны.

Практически все мнения сводились к тому, что разграничение полов является необходимым для мирного существования. При этом, отмечалось, что совершенно любое, различноесмешение или совпадение ролей бралось во внимание как определенная угроза устоям, которые были освящены веками, а также, это являлось чем-то противоестественным, рассматривалось как отклонение от нормы.

Роли полов,прежде всего, относились соответственно «месту» каждого из них. При рассмотрении места женщины – в первую очередь являлся дом, или, другими словами, внутренний мир. Внешний мир, а именно различные мастерские, деловые конторы и фабрики, принадлежал мужчине. Разграничение мира по признаку пола в любой сфере, как общественной, так и частной,дало повод к возникновению двух совершенно разных, противоположных установок в отношении мужчины и женщины.Это определялось их специфическими чертами. Женщина, которая находилась в домашнем уединении,должна была вести хозяйство, растить детей, хранить семейный очаг. И для этого ей не было необходимым иметьчестолюбие, смелость, предприимчивость, решительность, и тем более проявлять их. А мужчине же, наоборот, при ведении каждодневной борьбы за существование, неотъемлемой частью являлось показание себя, своих успехов не хуже других представителей своего же пола, и вследствие этого, он должен был воспитывать в себе качества, которые считались для него естественными. Однаков настоящий период многие из этих сторонников потеряли свою силу [обозов].

В настоящее время весь вклад, делаемый обществомдля развития личности, напрямую зависит от пола. Однако практически по всем выделенным категориям гендерной системы в современном обществе женщина оказывается в неблагоприятных для самореализации условиях. У нее начинают формироваться специфичные гендерные компоненты идентичности. Из-за влияния образа женщины, которое представляетсякак эталон в обществе, вследствие родительских ожиданий удачного замужества, воздействия учителей, как правило, говорящих о трудолюбии, но совсем не о способностях, которые даны ей, из-за давления сверстников женщина начинает воспринимать себя как существо зависимое, которое нуждается в защите и опеке.

На каком-то определенном этапе своего развития и становления девочка или девушка принудительно должна отказаться от своих планов, желаний, от некоторых склонностей, которые проявляются в ее жизни, и, практически, от уже складывающейся идентичности. Зачастую вопыте психотерапевтической работы можно проследить, что такой отказ сказывается отрицательно на продуктивности и, в целом, жизниженщины.Помочь в этом может только воссоединение с оставленной ранее частью себя. Это сможет принестинедостающую жизненную силу для самоактуализации.

Даже сопоставление различных проблем, которые обусловлены гендерной социализацией, с возможностямисамоактуализирующейся личности не дает сомнений в присутствии особых препятствий для реализации каких-либо способностей женщин. Поэтому женщине тяжело принять себя, ведьесть острый конфликт между ее индивидуальными возможностями и бытующим понимании о женщине. К примеру,если она является флегматиком, то, где же находится ее эмоциональность и экспрессивность. Или, если женщиназаинтересована естественными науками, то родители или родственники напомнят ей, что в таком случае она легко останется старой девой. Если она имеет лишний вес, то СМИбудут убеждать что-то сделать с этим. И так до бесконечности. Необходима постоянная внутренняя работа, чтобы принимать себя таким, какой есть[К3].

Рассмотрим еще одну характеристикусамоактуализирующейся личности, шансы реализации которой, отсутствуют у множества женщин в их близком окружении – нуждающиеся в уединении.

Стоит отметить, что гендерная социализация может приносить и свои плюсы. К примеру, альтруизм, неэгоистичность, концентрация на проблемах других – все это присуще стереотипному пониманию о женщине. Но следует отметить, что данные качества женщины часто приносят ущерб для самоактуализации.

Одну из труднейших проблемможно встретить в сфере межличностных взаимоотношений. К примеру, взаимоотношения мужчины и женщины, строящиеся на основе бытующих стереотипов, возможнопредставить как отношения между машиной и ребенком. Первое – это идеал, к которому стремится любой мужчина, а второе, противоположное, идеал женственности – беспомощное,инфантильное, слабое, эмоциональное создание. Данная метафорабыла предложена американским психологом Х.Голдбергом, и она достаточно хорошо показывает неосознаваемый смысл стереотипов. Такоестарательное исполнение каждой из сторон своей роли приведет к возникновению психологических проблем различного рода и к взаимному недопониманию. Следующие проблемы были обнаружены Х.Голдберг у "идеально женственных" женщин:

1) чувство ее подавленности;

2) ощущение, что происходит ее эксплуатация и контролирование;

3) желание растворения своей индивидуальности в индивидуальности мужчин;

4) чувство потерянности в отсутствие мужчины.

К этим психологическим проблемам добавляются и психосоматические, а именноголовные боли, постоянное чувство усталости и тому подобное [ким2].

Важно отметить, чем беспомощней чувствует себя женщина, тем больше привлекателен для нее такой мужчина, который доминирует, властен и удовлетворяет инфантильное желание быть руководимой. Другая сторона данных отношений приведет к тому, что в женщине будет накапливаться раздражение,ненависть, потому что с ней мужчина обращается как с маленьким ребенком, которого постоянно контролируют. В некоторых случаях такая зависимость может привести к депрессии и даже к самоубийству. Такие отношения несут в себе сочетание детской привязанности и вспышек ненависти.[ильин]

Женственности в бытующем традиционном представлении отдается предпочтение в большинстве случаев эмоциям, но не разуму. Отсюда можно проследить тяготения к религии, предрассудкам, поучениям гуру. Исключение из жизни логики дает возможность ей не замечать действительности и уклониться от любой ответственности. Отрицательное изменение личности, потеря индивидуальности, а порой и жизни – все это является расплатой за некритическое следование тем гендерным стереотипам, выработанные обществом.

Другое объяснение данному поведению дает психоаналитик К.Хорни, которая считает, что это поведение является результатом совокупности конфликтов детства. Они искажали установку женщины по отношению к противоположному полу, которое, в свою очередь, нарушало развитие женственности. «Угнетенное» стремление к власти над отцом сформировывает у девочек реакцию исключительной скромности и приводит к типу женщины, стесняющейся, что бы то ни было потребовать или принять даже от своего мужа. Важно, что психоаналитик описывала такую же ситуацию во взаимодействиях этого типа женщины с мужем, что и многие современные исследователи. Суть заключается в том, что вследствие постоянного возврата вытесненного стремления, у такого типа женщины будет появляться депрессия на невыполнение своих несказанных и не сформулированных предпочтений, желаний. Именно так она будет попадать "из огня да в полымя", как и ее мужчина, ведь ее депрессия окажет свое влияние сильнее, чем прямая агрессия. При подавлении агрессии против мужчины отнимается вся жизненная энергия женщины. Она ощущает себя совершенно беспомощной перед лицом жизни. Женщина начинаетперекладыватьсвою внутреннюю ответственность за беспомощность на мужчину в такой степени, что он начинает задыхаться.

О психологических проблемах мужчины, которые строго следуют за стандартами традиционной половой дифференциации, также можно увидеть в трудах психологов. Многие определяют эти проблемы какгубительные для личностной самореализации мужчины. Одну из них – "тайный страх мужчины перед женщиной" изучала К.Хорни. Она акцентировала наше внимание на том, что мужчина обладает очевидным стратегическим резоном не проявлять свой страх, зарождающейся на бессознательном уровне еще в раннем детстве и лежащий в основе различных форм поведения уже взрослого мужчины.

В конечном результате исследования источника страха и попыток его преодоленияпсихоаналитикпришла к пониманию и представлению одного из путей поддержки мужчинами стороны собственного превосходства. К. Хорни определилаэтот путь как самое важное и зловещее последствие, а именно как стремление понизить самоуважение у самой женщины[хорни].

Как последствие страха, начинает появляться болезнь всего, что касается женственности. В сознании "традиционного" мужчины такие качества, как теплота отношений, зависимость,эмоциональность начинает отождествляться со слабостью илис проявлением женственности. Начинает возникать боязнь стать зависимым, и, как следствие, это приводитк одиночеству, изоляции.Так, мужчина с большим трудом может сказать о потребностях,своих страхах, неохотно обращается за помощью. Как правило, мужественность обозначает неимение страха илисокрытие с последующим его преодолением; желание избавиться от негоподталкивают мужчину на разрушительное поведениесамого себя – это алкоголизация, использование наркотиков, вовлеченности в азартные игры, погружение в работу и отсутствие отдыха, отрицание различных предпосылок усталости. Среди мужчин достаточно часто можно отметить случаи психосоматических заболеваний, которые возникают, как следствие выше перечисленных проблем. К ним можно отнести следующее: сердечные приступы и гипертония, язва желудка и импотенция[хорни].

Х.Голдберг отмечает, что "традиционный" мужчина руководствуется исключительно разумом. Различное проявление эмоцийпонимается им, как доказательство женственности или слабости, и, вследствие этого, он будет стремиться к подавлению их любым способом. Разные попытки положиться исключительно на разум приносят, как правило, неудачу, ведь он часто ослеплен в межличностных отношениях. Такой мужчина не может понять, почему же рушится его взаимодействие с близкими людьми.

Здесь также важно рассмотреть сексуальную сферу, а именно появляется ли какое-то вознаграждение в ней при стремлении соответствовать традиционным представлениям.Конечно, такой мужчина сексуален, однако не чувственен. Так как сексуальное удовольствие является для него ограниченным, ведь секс для него –действие, то это еще одно проявление своей мужественности и власти, но далеко не аспекта близости.

Итак, на сегодняшний день в науках, которые изучают половые различия, противостоят друг другу два направления: эволюционистское и культуралистское. В первом говорится о том, что, как мужчины, так и женщины практически одинаковы, так как естественный отбор в ходе эволюции подкреплял поведение, обеспечивающее нашим предкам не только выживание, но и воспроизведение самих себя. Оба пола унаследовали конкретные эмоциональные реакции и определенные шаблоны поведения, позволяющие им решать задачи различного рода, которые связаны непосредственно с выживанием и продлением рода. При этом отмечалось, что мужчины и женщины больше схожи, чем различны.

Культуралистский, прямо противоположный подход объединяет различия мужчин и женщин с социализацией.В нем довольно сильным козырем становится следующее утверждение:нельзя объяснить эволюционистской теорией преобразования в культурных стереотипах поведения обоих полов, которые произошли за какие-то десятки лет.

На самом деле важно отметить, что имеют значение,как биологические, так и социальные факторы, их разъединить на практике невозможно. Какие-либо объяснения существующих психологических различий с разных позиций будут односторонними. Совершенно противоположное этому, когда часть различий могут в большей мере быть зависимыми от биологических факторов, а вторые – от социальных, однако и оба этих случаев не исключают необходимость и важность биосоциального подхода к изучению различий между представителями обоих полов.

Таким образом, можно отметить, что конфликты различного рода,напряженность, противоречивость, которые определяются гендерной социализацией, могут проявляться,как у мужчин, так и у женщин в различных сферах психической жизни человека. По мнениям многих психологов,(фамилии в квадратных скобочках)улучшение взаимоотношений между полами возможно только при индивидуальном развитии, освобождения от диктата половых ролей. Также следует обратить внимание на то, что свобода от половых ролей становится вопросом психологического здоровья, саморазвития личности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: