Психологический анализ понятия «гендерный стереотип»

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ взаимосвязи образов мультипликационных фильмов и гендерных стереотипов дошкольников

1.1 Психологический анализ понятия «гендерный стереотип»

1.2. Особенности гендерных стереотипов в поведения мужчин и женщин

1.3.Влияние мультипликационных образов на восприятие гендерных стереотипов дошкольников

Глава 2.

 

 


Глава 1. Теоретический анализ взаимосвязи образов мультипликационных фильмов и гендерных стереотипов дошкольников

Психологический анализ понятия «гендерный стереотип»

 

(Стереотип-что это такое, а после идет(и + и - стериотипов, что такое гендерный стереотип))В настоящее время мы все чаще сталкиваемся со стереотипами, которые могут касаться абсолютно любой сферы в повседневной жизни человека. Одни стереотипы могут затрагивать этнический аспект. Это можно проследить в таких утверждениях, как «норвежцы спокойны и медлительны, итальянцы экспрессивны и темпераментны», когда рассматриваются особенности национального характера. Другие стереотипы касаются профессиональных групп, а именно «все врачи – циники». Третьи – социального статуса: «люди высшего класса более умные, чем из низшего сословия». Наша цель проанализировать стереотипы, в которых содержатся различные суждения о качествах и свойствах, присущие мужчинам и женщинам.

В настоящее время можно встретить множество определений понятия «гендерный стереотип».Если мы обратимся копределению?(кто это, психолог,врач или… и так к каждой фамилии) А.В.Меренкова, то увидим, что он рассматривает гендерный стереотип какустойчивую программу восприятия, поведениячеловека. Он акцентирует наше внимание на том, что они напрямую зависят от принятых в данномобществе норм и правил жизнедеятельности представителей конкретного пола[меренков]. В другом определении они представлены устойчивыми представлениями о различиях между мужчинами и женщинами для конкретного общества в определенный исторический период [генд.подх.Штылева]. Схожее трактование изучаемого нами понятия мы можем встретить у И.С.Клециной. Его она рассматриваетв качестве стандартизованных представлений о моделях поведения и чертах характера, которые соответствуют понятиям «женское» и «мужское» [клецина].

Если мы обратимся к мнению зарубежного автора Ф. Л. Джеса, то увидим иное представление о гендерных стереотипах. Ф. Л. Джес считает гендерные стереотипы «истинными», трансформирующиеся в ценности и формирующие нормативные образы «истинной» фемининности-маскулинности. Также автор утверждает, что они определяют статусные характеристики женщин и мужчин, а именно закрепляется доминирующее положение мужчин в отношении женщин [джес].

Рассмотрев несколько определений данного понятия, мы можем трактовать гендерные стереотипы как совокупность образов поведения и черт характера мужчин и женщин.(это кто сказал?) Они упрощены, устойчивы, а также эмоционально окрашены. Изучаемые нами данные стереотипы можно проследить во многих сферах жизни человека, а именно в самосознании, в межличностном общении, межгрупповом взаимодействии[малкины-пых].

Далее рассмотрим возникновение гендерных стереотипов. (тут необходимо написать плюсы и минусы, отрицательное есть, а положительное где?)

Гендерные стереотипы были сформированы на основании восприятия и толкования половых различиях в разных культурах и в различных исторических периодах, а также по итогам ранее существовавшего несколько веков разделения труда. Обращаясь к мнениям С. Фаррела и Д. Лорбера, можно заметить, что в обществе наблюдалось "табу на подобие", которое заключалось в том, что было утверждение и подтверждение существования половых различий, разницы в социальных ролях мужчин и женщин, и, соответственно, возникло гендерное неравенство [бендас].

Так, можно сказать, что гендерные стереотипы предстают генеральными соглашениями о взаимодействии "женского" и "мужского". Культурные стереотипы, по мнению Дж. Мани и П. Такера, должны быть единовременно и ригидными, и гибкими, для того, чтобы, с одной стороны было обеспечение устойчивости представлений, а с другой - не останавливалось развитие общества [малышева].

Далее рассмотрим, в чем же именно заключается отрицательное воздействие гендерных стереотипов? Они могут негативноотражаться на самореализации,как мужчин, так и женщин, а также выступать барьером или препятствием в развитии индивидуальности человека [КЛЕЦИНА 2].

Можно заметить, что следование гендерным стереотипам зачастую связано с механизмами долженствования. К.А. Абульханова-Славская акцентировала наше внимание на том, что самореализация и самовыражение будут не возможны при условии, что определенная деятельность человека исполняется на основании чувства долга. В такой ситуации не будут учитываться личные интересы, потеряется чувство "Я", сформируется покорность и зависимость. Подобные самоощущение и самовосприятие не будут соответствовать идеям самореализации и свободного выбора[бендас2].

Однако даже индивид, который будет признавать свою независимость и отвлеченность от гендерных стереотипов, сможет им следовать на бессознательном уровне. Именно таким образом гендерные представления будут превращаться в исполняющиеся само по себе пророчества. Такое пророчество не является осознанным, оно рассматривается, как внутреннее убеждение личности, ее установка по отношению к каким-то определенным объектам или конкретным событиям, которая реализуется в реальном поведении. При наличии неосознаваемых установок по отношению самого к себе, индивид внешне будет заявлять независимость от гендерного стереотипа, но, тем самым, будет привносить его в жизнь, реализовывать стереотипное представление[джес].

В гендерной психологии можно найти общепринятую классификацию гендерных стереотипов В.Е. Кагана и И. С. Клециной. Они выделили 3 группы гендерных стереотипов. Далее подробно рассмотрим каждую группу в отдельности.

К первой относятся стереотипы маскулинности и фемининности. Другими словами, рассмотрим стереотипы мужественности и женственности соответственно. Опираясь на анализ значения термина «маскулинность» И. С. Кона, опишем различные значения, которые вложены в изучаемое нами понятие.

1. Данные понятия отражают психические и поведенческие свойства и черты, «объективно присущие» (по мнению И. С. Кона) мужчинам или женщинам, соответственномаскулинность илифеминность.

2. Эти термины содержат в себе разнообразные социальные представления, установки, мнения о том, какими именно являются мужчин, а какими женщины, а также какие качества им могут приписываться.

3. В изучаемых нами понятиях отражаются нормативные эталоны и идеальной женщины идеального мужчины.

Итак, стереотипы в первой групперассматриваются, как стереотипы, которые характеризуют мужчин и женщин с помощью определенных конкретных личностных качеств, социально-психологических свойств.Вних отражены представления, как о мужественности, так и о женственности. К примеру, женщинам приписываются следующие качества:зависимость, пассивность, эмоциональность. Мужчинам – прямопротивоположное – активность, независимость, компетентность, агрессивность. Можно заметить, что качества маскулинности и феминностисодержат полярные полюса: пассивность –активность, слабость –сила. Опираясь на данныепо исследованию Н.А.Нечаевой, можно сказать, что традиционный идеал женщины включает следующие свойства:преданность, скромность, нежность, мягкость, терпимость[нечаева].

Схожие результаты были получены и в работеоднойстудентки(что это за студента, какой универ и тд, короче данные, если их нет, то пишем так_ибрагимова ссылается на работу студентки и тд)Национального Университета, изучавшей идеальные представления студентов о мужчине и женщине. Так, большинство опрашиваемых участников отдало предпочтение качествам и свойствам, которые характеризуют мужчину и женщину с традиционных позиций. В их понимании женщина – мягкая, нежная, верная, а мужчина – сильный, активный, надежный [ибрагимова].

Можно сказать, что в стереотипном представлении кмаскулинностиотносятся «активно-творческие» характеристики, инструментальные черты человека. А фемининностьотражает в себе «пассивно-репродуктивное начало», которое проявляется в экспрессивных личностных характеристиках, а именнотревожность, зависимость, эмоциональность, низкая самооценка. Таким образом, маскулинные характеристики могут не только противопоставляться фемининным, но и рассматриваться как взаимодополняющие друг друга[берн ш].

Ко второй группе гендерных стереотипов относят представления и понимания о распределении социальных, а именно семейных и профессиональных ролей. Женщинев большей степени значимой социальной ролью присваивается роль домохозяйки, матери. Мужчинам наиболее присущапрофессиональная успешность, включённость в общественную жизнь, ответственность за содержание, обеспечение семьи. Важно отметить, что самой значимой социальной ролью для мужчины является именно профессиональная роль.Как отмечает И. С. Клецина, «мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, а женщин - по наличию семьи и детей» [клецина].

Если рассматривать отдельную сферу, к примеру, семейную, то набор ролей, которую приписывают мужчине и женщине, сильно различен. В одном из исследований,(что за исследование, когда было,где, и с скобках квадратных ссылка)в котором приняло участие 300 человек от 18 до 60 лет, была выявлена следующая дифференциация в распределении различных семейных обязанностей между супругами. По результатам опроса, в качестве сугубо «женских» были отмечены такие роли, которые связаны непосредственно с приготовлением пищи, уборкой в доме, стиркой, мытьем посуды, глажением белья. Соответственно к мужским функциям в семье, по мнению опрашиваемых, относят функции добывания денег, вынос мусора и ремонтные работы по дому. С такими утверждениями, как «Главное призвание женщины – быть хорошей женой и матерью» и «Мужчина – основной кормилец и глава семьи», которые отражают наиболее традиционные представления о ролях мужчин и женщин в семье, согласились около 90 % из числа всех опрошенных людей. Также, было выявлено, что высказывания участников опросатого же самого исследования, показали, что женщинам чаще принадлежит роль хранительницы семейного очага, которая, по мнению опрашиваемых, поддерживает положительную атмосферу в семье, доме. Отметим, что мужчина осуществляет такую роль, какопора семьи, и она имеетруководящий характер.В семье мужчина управляет, указывает, и, в общем, является примером для подражания. Однако различные досуговые роли гораздо чаще относят к мужчинам, чем женщинам. Ими могут являться отдых на диване, общение с друзьями за кружкой пива, просмотр телевизора, чтение газет, рыбалка, футбол и др. [ким].Эти положения были также подтвержденыдругими результатами исследования по изучению различных школьных учебников,(какими результатами, каких исследований)показавшее, что большинство мужских персонажей изображаются в ситуациях отдыха гораздо чаще, чем женские[Алимджанова].

Последняя, третья группа гендерных стереотипов характеризуется спецификой содержания труда. Так, полагается, что женский труд должен носить обслуживающий,исполнительский характер, быть некоторой частью экспрессивной сферы деятельности. Женщины, как правило, чаще всего работают в сфере здравоохранения, торговли. В то же время для мужчин присуща творческая и руководящая работа, а их трудовая деятельность определяется в инструментальной сфере.

Важно отметить, что гендерный стереотип может выступать генеральным соглашением о взаимодействии «мужского» и «женского». Дж. Мани и П. Такер считают поддержку межличностного и межгруппового взаимопонимания и сотрудничества позитивным аспектом в действии гендерных стереотипов. Отрицательное воздействие заключается в отрицательном влиянии на самореализацию мужчин и женщин, выступление в роли барьера в развитии индивидуальности, по мнению Дж. Майерса [майерс].

Если обратиться к данным ЮНЕСКО(год, кто, где, когда, откуда взяла данные,или можно так, что ким ссылается на данные ….)то можно увидеть, что стереотипный перечень мужских специальностей включает профессии архитектора, инженера, водителя, пожарного, исследователя, механика и т.д., а женских – воспитательницы, библиотекаря, учительницы, телефонистки, секретарши, продавец и др [мишель]. Опираясь на мнение участников интервью исследования, в реестр мужских профессий входит огромный набор специальностей различных сфер: технической, строительной, промышленной, военной, сельскохозяйственной. При этом женщинам, как правило, отводятся специальности в следующих сферах:медицина (акушерка, медсестра, врач), образования (учитель, воспитатель), обслуживания (официантка, продавец, горничная). Если рассматривать научную сферу, то в основном занятости мужчин связываются с точными, естественными, общественными областями, а женщин – соответственно, с гуманитарными [ким 2].

Важно отметить, что в совокупности с ранее рассмотренным «горизонтальным» разделением, выделяют и вертикальное разделение сфер труда на женские и мужские. Оно выражается в следующем:в подавляющем большинстве руководящие должности отдаютсямужчинам, а позициям женщин принадлежит подчиненный характер.

Приведенная выше классификация гендерных стереотипов нельзя считать полностью исчерпывающей.Можно сказать, что она имеет довольно условный характер, и, соответственно, ее можно использовать в том числе из-за простоты анализа. Из ранее перечисленных трех групп гендерных стереотипов наиболее общими считают стереотипы первой группы, а именно стереотипы феминности имаскулинности. Астереотипы следующих двух групп, второй и третьей, по большей части носят довольно частный характер, и прослеживаются, как правило, в семейной или профессиональной сферах. Следует отметить, что ранее описанные три группы гендерных стереотипов достаточно тесно взаимосвязаны между собой.

Далее рассмотрим, какие функции гендерных стереотипов выделяют в гендерной психологии.

Как и любые стереотипы, так и гендерныереализуют определенные, основные функции. Итак, гендерные стереотипы выполняют следующие функции:

1) объяснительная функция;

2) регулятивная функция;

3) дифференцирующая функция;

4) ретрансляционная функция;

5) защитная или оправдательная функция.

Ниже рассмотрим каждую в отдельности.

Первая, объяснительная функция – это самая простая из всех перечисленных функций;она применима для интерпретации поведения,как мужчины, так и женщины, с использованием распространенных гендерных стереотипов о мужских и женских качествах.

Вторая, регулятивная функция связывается с различиями, которые наблюдаются в поведении мужчины или женщины. Например, зарубежныеисследователи(кто, и должность, не исследователи может, а психологи) экспериментально выявили, что лица разного пола совершенно по-разному проявляют себя при переходе дороги на красный свет. В результате, женщины наиболееменьше нарушали правила, когда находились на дороге одни, однако чаще всего совершали это вслед за другими нарушителями. Это поведение можно было объяснить тем, что женщины, непосредственно, являются более «дисциплинированными пешеходами», чем мужчин, и вследствие этого, намного реже пренебрегают правилами дорожного движения. Но выделяется группа, как более «конформные», а именно те, ктоможет быть подвержен давлению со стороны других.Такие женщины могут нарушать правила дорожного движения вслед за кем-то другим или другими [алешина].

Исходя из ранее сказанного, те приписываемые стереотипные качества (в нашем случае, это конформностьидисциплинированность) выступают в качестве своеобразных регуляторов поведения человека.

Третья, дифференцирующая функция, выступает как общая функция всех социальных стереотипов.

С помощью нее сводятся к минимуму какие-либо различия между представителями одной группы, и, наоборот, начинают возрастать различия между людьми разных групп. Если мужчин и женщин рассматривать как совершенно две различные социальные группы, которые обладают разными статусными позициями, то обычно первых описывают как высокостатусную, а вторых, наоборот, как низкостатусную группу.

Одновременно с этим различия между двумя, рассматриваемыми нами, группами возрастают. Исходя из вышесказанного, высокостатусныммужчинам обычно приписываются деловой успех и компетентность, а низкостатусных женщин наделяют такими качествами, как доброта, понимание, гуманность. Но можно встретить и иное понимание данного аспекта некоторых западных авторов. Многие из них утверждают, что все позитивные и положительные черты женского стереотипа, которым относят теплоту, эмоциональную поддержку, уступчивость и т.п., – это всего лишь типичная компенсация, которая появляется в результате отсутствия достижений в «силовой позиции»[агеев]. Так, разделение мужчин и женщин очень часто может приводить к поляризации черт, которые приписываются им (к примеру, сила мужчин – слабость женщин).

Отметим, что в повседневной жизни исследуемую нами функцию гендерных стереотипов довольно хорошо можно проследить в следующих аспектах:различные анекдоты, шутки о мужчинах и женщинах, которые гротескно подчеркивают ту или иную разницу между полами. При этом они достаточно четко фокусируются на отрицательных, негативных качествах представителей противоположного пола и, тем самым, начинают создавать внутреннюю солидарность однополовых групп.

Следующая, ретрансляционная функция проясняет роль таких институтов и агентов социализации, какшколы,семьи, искусства, средств массовой информации и др.Она отражаются в образовании, передаче, распределении и закреплении стереотипов между полами. Через выше сказанные институты само общество начинает предъявлять к личности определенные, конкретные ожидания, каким быть и что необходимо делать, чтобы тот или иной человек соответствовал нормативным представлениям о своем поле. С помощью конкретныхпредписаний-ожиданий, непосредственно, и происходит «конструирование пола» человека.

И наконец, последняя, защитная или оправдательная функция, по мнению многих исследователей, значится, как одна из наиболее негативных, отрицательных функций гендерных стереотипов, которая связывается с такой попыткой, как оправдание и защита существующего положения вещей, в частности, фактического неравенства между полами [агеев].

С помощьюнее возможно оправдание неравного положения мужчин и женщин,как в семье, так и в обществе. Если обратимся к мнению Э. Аронсона, заметим, что довольно удобным считается восприятие женщин в качестве того, что «биологически более предрасположенных к работе по дому, если общество, в котором доминирующая роль принадлежит мужчинам, желает и дальше держать женщин привязанными к пылесосу»[аронсон].

Так,с помощьюсуществующих стереотипов о якобы «природных качествах» мужчин и женщин, могут быть объяснены, и в целом, оправданы различные проявления домашнего насилия, двойных стандартов в отношении представителей разных полов.

Подводя итог, можно сказать, чтопонятие «гендерные стереотипы» подразумевают, во-первых, качества и характеристики, с помощью которых обычно описываются мужчины и женщины. Во-вторых, в гендерных стереотипах содержатся нормативные образцы поведения, традиционно приписываемые лицам мужского или женского пола. В третьих, в гендерных стереотипах отражены обобщенные мнения, суждения, представления людей о том, чем же отличаются друг от друга мужчины и женщины. И, наконец, в-четвертых, гендерные стереотипы зависят от культурного контекста и той среды, в которой они находят свое применение. Также, важно сказать, что гендерные стереотипы осуществляют ряд функций, которые связаны с необходимостью объяснения той или иной разницы между полами, репрезентаций этих различий, а также оправдания их существования. Будучи последствием категоризации или обобщения, гендерные стереотипы сформировывают наши ожидания и представления в отношении поведения мужчин и женщин.

 

 


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: