Причины восстания тайпинов. Противодействие внутри и внешнеполитической политикой Маньчжурской династии

После поражения Китая в первой опиумной войне китайский император Даогуан сменил политику самоизоляции страны и начал проводить с западными державами более хитрую политику, заключавшуюся в том, чтобы, используя противоречия ведущих капиталистических держав, стараться их столкнуть друг с другом, а самому оставаться в стороне. Подобная политика китайского правительства за счет ограбления собственного народа иностранными торговцами фактически превращала страну в полуколонию развитых европейских держав и США, а также способствовала нарастанию массового народного движения как против иностранцев, так и против ненавистной Цинской династии, олицетворявшей в глазах народа всю систему феодального гнета. Кульминацией народной борьбы в Китае в XIX в., в основе которой стояли как династические перемены, так и интересы крестьянства, выраженные в идеях эгалитарности, стало движения тайпинов в 1851-1864 гг.

Причины восстания представляли собой сложное переплетение факторов, носивших традиционный характер, сновыми явлениями, связанными с вторжением иностранных держав. Приметы династийного кризиса были усугублены последствиями интенсивного вовлечения китайского общества в мировые хозяйственные и культурные связи. Возможно, наиболее значительные последствия, приведшие к росту народного недовольства, имело все более увеличивавшееся отрицательное сальдо Китая в торговле с западными державами, что всвою очередь было результатом огромного увеличения ввоза в страну опиума[44].

На протяжении 1820–1840-х гг.врезультате торговых операций китайская экономика получила около 10млн. лянов серебра прибыли, в то время как вывезено его из Китая было примерно 60 млн. Это отразилось на рыночном соотношении серебра и медной разменной монеты. Последнее обстоятельство имело самое непосредственное отношение к проблеме налогового бремени. Поземельный налог назначался в зависимости от количества и качества земли и исчислялся в граммах серебра. Непосредственная выплата производилась медной монетой в соответствии с реально складывающимся на рынке соотношением. Таким образом, реальное налоговое бремя, и в первую очередь на территории провинций Южного Китая, через которые и шла основная торговля с Западом, должно было увеличиться, и весьма существенно.

Второе обстоятельство, также связанное с иностранным вторжением и питавшее источники народного недовольства, состояло в перенесении основного объема торговли после первой «опиумной» войны вприморские провинции бассейна Янцзы. Это было результатом сопротивления, которое встретили иностранцы в Гуандуне, а также открытия для иностранной торговли целого ряда новых приморских городов. Товары, которые раньше приходилось транспортировать на юг, теперь было весьма удобно отправлять за границу, используя водную транспортную сеть бассейна Янцзы. Это лишило работы весьма значительную часть населения южных провинций, принадлежавшего к общественным низам, которые к середине XIX в. уже традиционно были связаны с перевозками товаров для иностранной торговли[45].

Таким образом, новые факторы, связанные с воздействием мирового рынка, привели к обострению династийного кризиса и вспышке народного сопротивления.

К отмеченным обстоятельствам следует добавить и ряд других, носивших вполне традиционный характер. Народное недовольство вызвали последствия стихийных бедствий, обрушившихся на Китай в40-е гг. XIX в.Плохое содержание ирригационных сооружений привело к тому, что в 1841-1843 гг. Хуанхэ прорвала дамбы, контролировавшие ее течение. Это вызвало затопление огромных территорий, в результате чего погибло около 1 млн. человек. В 1849 г.впровинциях нижнего течения Янцзы случился один из самых жестоких неурожаев в XIX в. Засуха, ураганы и нашествие сельскохозяйственных вредителей почти полностью уничтожили посевы.

В условиях серьезного ухудшения положения значительные массы сельских игородских низов могли принять участие в антиправительственных выступлениях. Кроме того, в провинциях Южного Китая, где, собственно, и началось восстание, были весьма сильны традиционные противоречия между двумя группами населения –пунти («коренные», или бэньди на пекинском диалекте) и хакка («пришлые», или кэцзя в нормативном чтении). Первые, организованные в могущественные клановые общины, снимавшие наиболее удобные для земледелия и плодородные земли долин, считали себя истинными хозяевами здешних мест. Хакка были потомками более поздних переселенцев, которым достались земли предгорий, более пригодные для выращивания батата, чем ведения поливного земледелия. Из ихчисла выходили арендаторы земель пунти. Помимо этого хакка как более поздним пришельцам чаще приходилось сталкиваться с местным некитайским населением и вести с ним борьбу за землю.

Хакка были весьма благодатной средой для пропаганды антиправительственных настроений. Неудовлетворенность своим положением, постоянное ощущение приниженного социального статуса заставили их винить в этом общественный порядок в целом, олицетворением которого являлась правящая маньчжурская династия. На Юге, в особенности в среде хакка, было много сторонников тайного общества «Небо и земля», занимавшегося антиманьчжурской пропагандой и призывавшего народ к свержению цинской династии и установлению китайского правления.

Заносимые европейскими миссионерами принципы христианской морали в соединении с древнекитайскими этическими учениями конфуцианства легли в основу созданного в 1843 г. сельским учителем ХунСюцюанем религиозно-политического общества Байшандихой (Поклонение верховному владыке). ХунСюцюань ещё до первой опиумной войны выступал с идеями всеобщего равенства и призывал к борьбе против «дьявола», под которым разумел правящих в Китае маньчжурских императоров династии Цин[46].В результате длительного и тщательного изучения христианских книг Хун пришел к выводу, что явившийся ему старец есть Бог Отец, предназначивший его к исполнению Божьего Завета – освобождению людей и основания на земле Божьего Царства. Впоследствии ХунСюцюань назвал свое государство Тайпин тяньго (Небесное государство великого благоденствия), откуда и пошло название восстания. Себя ХунСюцюань считал младшим братом Иисуса Христа и будущим правителем Небесного Царства на земле.

Высказываемые подвижниками общества христианские идеи всеобщего равенства и ненависть к Цинской династии нашли отклик у простых китайцев.

Постепенно общество Байшандихой превратилось в сплоченную организацию, в которую входили главным образом мелкие земельные собственники, многие образованные люди, рабочие-угольщики, сельская беднота. Руководителями общества помимо ХунСюцюаня и ФынЮньшаня, были также землевладельцы Ши Дакай и ВэйЧанхой, угольщик Ян Сюцин и выходец из крестьян СяоЧаогуй.

Летом 1850г.ХунСюцюань призвал своих сторонников собраться вдеревне Цзинь-тянь вГуанси, чтобы подготовиться к решительной борьбе с властями. Уже на ранней стадии восстания сторонники ХунСюцюаня стремились реализовать некоторые важнейшие принципы его учения. Одним из них было положение об изначальном равенстве всех людей. В этом сказалось влияние как христианских идей, так и китайской традиции, связанной с историей религиозных сект и тайных обществ. Принцип изначального равенства всех созданий Божьих исповедовался и последователями религиозных сект, в основе верований которых лежали в первую очередь буддийские принципы. Сторонники ХунСюцюаня попытались воплотить эти верования в некоторых общественных им статутах. Одним из наиболее важных нововведений у восставших стали общественные кладовые, куда последователи движения должны были отдавать все имущество, превышающее минимум, необходимый для самой простой жизни. Сюда впоследствии передавалось также захваченное повстанцамиимущество в ходе гражданской войны[47].

Тайпинское руководство разделило своих последователей на мужские и женские отряды, объявив, что вступление в брак будет разрешено после победы народной войны. В тайпинских рядах были запрещены и сурово карались употребление табака и наркотиков, а также азартные игры. В знак непризнания власти маньчжурской династии тайпины отрезали косу и носили распущенные волосы, спадавшие на плечи. По этой причине в правительственных источниках их часто называли «длинноволосыми».

Социальный состав восставших был разнородным – это было в полном смысле народное движение, собравшее под свои знамена людей разного общественного положения и различных национальностей. Но, разумеется, основную массу составляли те, кого можно отнести к низам тогдашнего китайского общества, – его маргиналы и даже люмпены.

Итак, мы видим, что причинами восстания тайпинов было сплетение внутренних и внешних проблем. Идеология тайпинов представляло собой компиляцию из христианских и конфуцианских идей, которые нашли своих сторонников среди простых людей китайского общества.

 


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: