Теоретические аспекты развития творческих способностей младших школьников при изучении состава слова и элементов словообразования

ВВЕДЕНИЕ

 

В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.

Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти... хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире.

В.А. Сухомлинский [15, с. 48]

 

Актуальность темы дипломной работы. В настоящее время общество испытывает потребность в людях, которые не только имеют прочные и глубокие знания, но и способны самостоятельно, нетрадиционно, творчески решать существующие проблемы. Социальный заказ общества ориентирует систему образования на формирование творческой личности, развитие творческих способностей учащихся. Успешность решения этих задач во многом предопределяется организацией учебно-воспитательного процесса в начальных классах, когда формируется учебная деятельность, закладывается основа активности, самостоятельности, творческого потенциала.

Большие возможности для развития творческих способностей у учащихся младшего школьного возраста содержат уроки русского языка. Среди основных задач обучения русскому языку в младших классах называются развитие коммуникативных умений, творческих способностей, увеличение возможностей самовыражения. Творческая деятельность учащихся может быть организована при изучении всех разделов предмета «Русский язык». Творчество присутствует на этапе открытия новых знаний и выступает признаком высшего уровня усвоения учебного материала — уровня применения знаний и умений в незнакомой ситуации. Систематическое использование творческих заданий на уроках русского языка способствует не только повышению качества усвоения учебного материала и развитию творческих способностей школьников, но и формированию у них интереса к предмету, познавательной активности и самостоятельности, настойчивости в преодолении интеллектуальных трудностей.

Детское творчество — явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные: Л.С. Выготский, П.В. Симонов, П.К. Анохин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В Запорожец, Я.З. Неверович, В.Я. Ляудис, Г.К. Середа, В.А Тюрина, так и зарубежные: Н.Е. Миллер, Ж.П. Сартр, Х. Пьерон отмечают в своих трудах большое значение творческих занятий во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.

Творчеству, как и любому виду человеческой деятельности, присущи эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы. Но отличают творческую деятельность такие специфические черты, как развитое мышление, воображение, интуиция, образность. Важным условием творческой деятельности является чувство удивления, новизны, а также готовность принять нестандартный вопрос, решение.

Русский язык — предмет огромного мировоззренческого потенциала, большой функциональной значимости, и процесс творчества здесь просто незаменим. К примеру, игровые технологии представляют неподдельный интерес для учащихся. Работа в группах, загадки, шарады, решение кроссвордов, эстафеты по рядам способствуют более прочному усвоению знаний, развитию коммуникативных навыков, воспитывают интерес к предмету. Рефлексия мгновенная: «это — весело, а это — скучно» (о традиционных формах урока). Мир вокруг современных детей настолько подвижен, мобилен, интерактивен, что иногда традиционные формы урока становятся настоящим психологическим барьером между учителем и учеником. А игра способствует приобретению знаний и развитию многих качеств личности. Важно только, исходя из целей урока, конкретного содержания изучаемого учебного материала, найти форму игры, органично «вплести» ее в ткань урока, чтобы помогать развитию творческих способностей детей.

Таким образом, творческие способности детей являются эффективным способом освоения ими окружающего мира, способом познания и самопознания, выражения отношения к миру и личного самовыражения, поэтому тема дипломной работы, связанная с вопросом развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста при изучении состава слова и элементов словообразования, является актуальной для современной педагогики.

Цель дипломной работы — теоретически обосновать, разработать и апробировать методику формирования творческих способностей младших школьников при изучении состава слова и элементов словообразования.

Для реализации этой цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть сущность и особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте;

2) изучить особенности развития творческих способностей у учащихся начальных классов;

3) проанализировать методические основы изучения состава слова и элементов словообразования в начальной школе;

4) исследовать основные педагогические технологии, направленные на развитие творческих способностей младших школьников;

5) разработать программу и провести занятия, направленные на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста;

6) оценить и дать оценку результатам проведенного исследования.

Объект исследования: развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: процесс развития творческих способностей при изучении состава слова и элементов словообразования.

Методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы по теме исследования, описательный, наблюдательный, количественная и качественная обработка результатов.

Опытно-экспериментальная база исследования: ГУО «Лельчицкая районная гимназия».

Основными библиографическими источниками исследования стали учебные пособия, научные статьи и специализированные издания по теме дипломной работы.

Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности учителей начальной школы.

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОСТАВА СЛОВА И ЭЛЕМЕНТОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: