Творческие способности являются сложными многоуровневыми интегральными образованиями, взаимосвязанными с различными психическими процессами и характеристиками, развиваются в детском возрасте. Наиболее характерными для учащихся младшего школьного возраста являются следующие ее показатели: творческая мотивация, повышенная эмоциональная чувствительность, познавательная активность, стремление к фантазированию, оригинальность, дивергентное мышление, чувствительность к проблемам, вариативность, чувство юмора, критичность, независимость.
Формирование творческих способностей младших школьников осуществляется с помощью разнообразных методов, средств, форм, методических приемов, использование которых позволяет развивать у учащихся дивергентное мышление, познавательную активность, творческую мотивацию и др. Одним из средств формирования творческих способностей младших школьников является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) [12, с. 9].
В 70—ые годы Г.С.Альтшуллером был разработан алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Позже на его основе появилась теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Методы ТРИЗ первоначально родились и использовались как мыслительные инструменты для анализа технических систем и продуцирования новых изобретательских идей. Но практика использования этих методов в обучении и воспитании детей показала их эффективность для развития способности к творчеству [40, с. 15].
|
|
К числу базисных положений ТРИЗ относятся следующие: технические системы развиваются по определенным объективным законам, что позволяет целенаправленно, без перебора множества вариантов решать изобретательские задачи, отличительным признаком которых является наличие противоречия; теория — катализатор творческого решения проблемы, знания — инструмент, основа творческой интуиции; творческими способностями наделен каждый; творчеству, как и любой деятельности, можно научиться. Особое место в ТРИЗ занимает курс развития творческого воображения, предназначенный для преодоления стереотипов мышления. С появлением ТРИЗ возрастает практическая возможность массового обучения технологии творчества [12, с. 10].
При использовании в процессе обучения методов и приемов ТРИЗ формируется стиль мышления, направленный, в первую очередь, на самостоятельную генерацию знаний, развиваются умения видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности, совершенствуются умения выделять закономерности исследуемого явления, возникает установка на использование ресурсов для решения поставленной задачи, происходит воспитание мировоззренческой позиции восприятия жизни как динамического пространства открытых задач.
|
|
Структурно содержание использования современной ТРИЗ в обучении можно представить как взаимосвязь таких компонентов, как развитие творческого мышления (включающего умение находить и выделять закономерности в объеме информации, владение навыками систематизации и структурирования информации и др.), творческого воображения (основными направлениями которого являются: активация каналов восприятия, обучение приемам снижения психологической инерции, развитие творческой интуиции и др.), творческой личности (владеющей способами организации творческого труда: умение планировать работу, освоением навыком обработки информации, повышением работоспособности, развивающей рефлексивные способности и др.). Накопленный в педагогике опыт использования ТРИЗ по развитию творческого мышления и воображения будет способствовать повышению эффективности формирования творческих способностей учащихся [12, с. 10].
В процессе формирования творческих способностей младших школьников в процессе обучения с использованием ТРИЗ раскрывается организационно—методическая структура процесса формирования творческих способностей, основывающаяся на концептуальных идеях личностно—деятельностного подхода. Обучение младших школьников строится на общедидактических (научности, систематичности и последовательности, наглядности и др.) и частнодидактических (задачного режима, ресурсного подхода, эмоционального сотрудничества) принципах, что предполагает активное использование в учебном процессе продуктивных методов и приемов обучения, ведущее место среди которых занимают методы и приемы ТРИЗ (метод системного оператора, приемы развития воображения, приемы разрешения противоречий, алгоритмы создания творческих продуктов, дидактические игры). Условиями, необходимыми для развития творческих способностей младших школьников являются: создание развивающей среды, обеспечение благоприятной психологической атмосферы, воспитание учителем собственного творческого начала, взаимодействие педагога и родителей.
Схема 2 — Модель формирования творческих способностей младших школьников в процессе обучения с использованием ТРИЗ
Примечание — Источник: [12, с. 12]
В результате обучения происходит личностное развитие учащихся, повышение степени мотивации и эмоциональности, познавательной активности, творческой реализации всех участников образовательного процесса.
Рассмотрим несколько самых популярных методов, используемых на уроках в начальной школе.
Метод аналогий (или синектика). Разработан У.Гордоном в 50—х годах ХХ века. В число рабочих механизмов творчества автором положены 4 типа аналогий: прямая, личная (эмпатия), символическая и фантастическая. В основе любой аналогии лежит сравнение и нахождение сходства в каком—либо отношении между явлениями, предметами, понятиями. Такое сравнение позволяет получить неожиданные ассоциации, взглянуть на ситуацию с новой стороны [40, с. 16].
Прямая аналогия предполагает простое сравнение двух объектов и поиск общего между ними. Например, на что может быть похоже платье? (на листву деревьев, на стог сена, на доспехи рыцаря...).
Личная аналогия (эмпатия) предполагает постановку себя на место объекта. В этом случае ученик должен взглянуть на ситуацию «глазами изучаемого объекта». Например, что думает рыбка из аквариума об обитателях квартиры? Что думает газовая плита о жителях квартиры? С кем из людей и вещей она дружит, а кого не любит? Почему?
Символическая аналогия используется для поиска какого—то важного качества или свойства, характеризующего сущность предмета или явления. Чаще всего это делается в виде яркой метафоры. Многие из метафор устоялись в языке и стали привычными. Например, небоскреб — очень большой дом, колотун — сильный мороз, забегаловка — столовая. С помощью символов можно показать какое—то действие, процесс, профессию, понятие. Например, профессию учителя могут символизировать горящая свеча или лампочка.
|
|
Фантастическая аналогия возникает тогда, когда используется фантастическое сравнение или невероятная сказочная ситуация. Например, квартира — словно пещера Али-Бабы и др.
Метод «Оператор РВС». РВС — это размер, время, стоимость. Для преодоления инерции мышления меняют эти параметры объекта. Этот метод используется во многих сказках и фантастических романах: главный герой становится то большим, то маленьким, то ускоряется, то замедляется, вплоть до полной остановки («Приключения Гулливера», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о потерянном времени»), может назначаться любая стоимость объекта («Жадный раджа»).
Сочинить сказку помогает прием «Точка зрения». Мир устроен системно: каждый объект (система) состоит из частей (подсистем) и сам является частью чего—то (надсистемы). Например, дом (система) состоит из этажей и является частью жилого квартала. Детям предлагается описать надсистему глазами того или иного героя (сначала — домашних и диких животных, потом — неодушевленных предметов). Такая работа сначала организуется фронтально, затем — в группах и индивидуально.
Полезно использовать следующие опоры: — Я вижу... — Я удивляюсь... — Я слышу... — Я опасаюсь... — Я чувствую... — Мне приятно... и т.п.
Дети продолжают предложения от имени какого—то персонажа. Полезно предложить ученикам задать вопрос от имени своего героя. Мел, например, может спросить: «Почему вы на меня все время давите?» Дальнейшая работа над содержанием сказки основана на мысленном «включении» героя в совершенно неожиданную для него надсистему и восприятии (описании) ситуации глазами героя. Например, необычным местонахождением мела является лужа, дерево, крыша дома [40, с. 16].
|
|
На уроках русского языка может использоваться методика рассказа по картинке, основанная на ТРИЗ. Эта методика реализуется поэтапно:
Шаг 1: «Дели!» — определение состава. Наводим глазок «камеры» на картинку так, чтобы в ней был виден только один объект. Называем объекты и схематически фиксируем их в кружочках на доске.
Шаг 2: «Давай!» — нахождение связей. Соединим два кружочка на доске и объясним, почему мы это сделали. Расскажем, как связаны между собой объекты в соединенных кружочках.
Шаг 3: усиление образности характеристиками. Используется прием вхождения в картинку. Активно исследуем картинку (можно использовать схематический рисунок) с помощью каждого органа чувств поочередно. Рассказываем о полученных ощущениях.
Шаг 4: копилка образных характеристик. Узнаем значение новых слов в толковом словаре, используем их для составления загадок, осуществления сравнений.
Шаг 5: «Отставай — Забегай!» — выстраивание временной последовательности. Выбираем одного из героев и представляем по шагам, что он делал раньше, до появления на картинке, что будет делать потом. На временной линии находим место для придуманных ранее (на шагах 2 и 3) предложений.
Шаг 6: переход на разные точки зрения. Определяем состояние одного из героев. Входим в его состояние и описываем окружение или события с точки зрения этого героя. Затем описываем все с точки зрения другого героя или этого же героя в новом состоянии. Включаем в рассказ описания с разных точек зрения [40, с. 17].
Педагогика творчества, реализующая технологию ТРИЗ, формирует у школьников такие актуальные мыслительные способности, как:
— уметь анализировать ситуацию и предвидеть ее развитие; рассуждать и обосновывать свое мнение;
— делать выводы и синтезировать новую информацию;
— видеть противоречия, ставить и решать задачи;
— гибко, бегло, оригинально мыслить; активно использовать воображение;
— быть чувствительным к красоте мыслительного процесса и его результата.
Таким образом, особая привлекательность технологии ТРИЗ заключается в том, что она практически не нуждается в интуитивности решения: упор перенесен на осознанные операции мышления.
ГЛАВА 3