Различные отраслевые структуры рынков.сравнительная характеристика
Рыночная структура – некий набор факторов, которые определяют характер взаимодействия фирм
выделяют 4 основных типа рыночной структуры:
1. Совершенная конкуренция - множество продавцов, производящих одинаковую продукцию. Практически такого типа конкуренции не существует, это своеобразный "идеал".
2. Монополистическая конкуренция - также много продавцов, но производящих уже продукцию с небольшими отличиями.
3. Олигополия - несколько фирм на рынке того или иного товара
4. Монополия - на рынке существует только одна фирма, производящая данную продукцию.
Монополистическая конкуренция – рыночная структура, когда несколько десятков фирм в отрасли, выпускающие дифференцированный продукт, конкурируют между собой, при этом ни одна из них не обладает всей полнотой власти по контролю за рыночной ценой.
Монопoлистическая конкуренция похожа на ситуацию «чистой монополии» и в то же время на «совершенную конкуренцию».
|
|
Кривая спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции – нисходящая, эластичная.
Факторы эластичности спроса – число конкурентов; степень дифференциации продукта.
Дифференцировать товар – это значит отличить его от других, аналогичных товаров по какому-либо признаку: качество, реклама, торговая марка, условия продажи, упаковка и т.д.
Дополнительные расходы, связанные с дифференциацией товара, могут стать барьером для входа новых фирм в отрасль.
В краткосрочном периоде каждая фирма на рынке монополистической конкуренции во многом подобна чистой монополии. Сначала она выбирает объем выпуска, исходя из равенства MC = MR, а затем использует кривую спроса, чтобы установить цену, соответствующую этому объему (P*).
Будет ли при этом фирма получать прибыль или нести убыток, зависит от соотношения цены и ATC. Однако в условиях монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго.
В долгосрочном периоде прибыль притягивает конкурентов в отрасль, а убытки поощряют выход из нее. Процесс миграции фирм продолжается до тех пор, пока экономическая прибыль не достигнет нулевой отметки. Эта ситуация аналогична совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков.
Точка А – точка долгосрочного равновесия, где p = 0 (p - прибыль).
Кривая «D» - касательная к LAC. Фирмы получают только нормальную прибыль.
26. Олигополия
Олигополия – рыночная структура, в которой большая часть продаж совершается несколькими крупными фирмами, каждая из которых способна влиять на рыночную цену. Характерные черты олигополии:
-На рынке доминирует небольшое количество фирм.
-Олигопольные фирмы обладают крупными рыночными долями и потому имеют значительную монопольную власть над ценой.
-Кривая спроса каждой такой фирмы имеет «падающий» характер.
-Главная черта олигопольного рынка – в тесной взаимосвязи и взаимозависимости фирм друг от друга. Каждая фирма вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены и объема выпуска.