ПРЕДПОЧТЕНИЯ – один из факторов, воздействующих на выбор конкретных благ отдельными потребителями.
Люди отличаются друг от друга по своим предпочтениям в потреблении товаров и услуг. Они располагают свои потребности в соответствии с собственными предпочтениями и стремятся приобрести на ограниченный доход такой набор товаров, который позволил бы им в максимальной степени удовлетворить потребности. Чтобы осуществить рациональный выбор в процессе потребления материальных благ потребитель должен разумно оценить различные альтернативы, которые при этом возникают. Эти альтернативы должны быть соответствующим образом упорядочены. Упорядоченные альтернативы рассматриваются экономической наукой как предпочтения потребителя. Т.к. его целью является достижение максимального удовлетворения, то он будет отдавать предпочтения тем товарам, которые принесут наибольшую пользу.
Предпочтения потребителя могут быть выражены с помощью функции полезности. В общем виде функция полезности выражает зависимость между количеством (объемами) различных товаров и степенью (уровнем) той полезности, которая достигается при этом потребителем.
|
|
Кривая безразличия" — это линия, точки на которой показывают все комбинации наборов двух товаров, доставляющих потребителю одинаковый объем совокупной полезности.
Карта кривых безразличия - полная совокупность кривых безразличия данного потребителя, она отражает все его индивидуальные предпочтения (рис.30). Кривая безразличия, лежащая на карте выше и правее другой кривой безразличия, иллюстрирует более предпочтительные для него наборы товаров, т.е. обладающие большей полезностью (удовлетворяющие большую потребность). Кривые безразличия всегда имеют отрицательный наклон и никогда не пересекаются.
Ординалистская (порядковая) теория полезности основывается на том, что предпочтения индивидуума относительно предлагаемых к выбору альтернатив не могут измеряться количественно, а только сравниваться, то есть одна альтернатива хуже или лучше другой.
Согласно ординалистской теории, невозможно измерить предельную полезность, так как потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ.
Ординалистская теория базируется на следующих гипотезах:
1. Гипотеза полной упорядоченности: потребитель способен упорядочить все возможные товарные наборы с помощью отношений предпочтения или безразличия.
2. Гипотеза транзитивности: если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то он предпочитает набор А набору С; соответственно, если набор А для потребителя равнозначен набору В и набор В равнозначен набору С, то наборы А и С тоже для него равнозначны.
|
|
3. Гипотеза ненасыщения: при прочих равных условиях потребитель предпочитает большее количество данного блага меньшему его количеству.
4. Гипотеза рефлексивности: A~A.
5. Гипотеза выпуклости.
6. Гипотеза безразличия.
Предельная норма замещения
Преде́льная но́рма замеще́ния в микроэкономике — величина, определяющая количество товара, от которого потребитель готов отказаться ради увеличения другого товара на единицу. При этом происходит замещение одного товара другим, а интенсивность замещения как раз показывает предельная норма замещения. Предельную норму замещения обозначают через MRS (от англ. marginalrateofsubstitution) и вычисляют по формуле:
Бюджетное ограничение, влияние изменений дохода и цен