Предпочтения потребителя. Кривые безразличия и ординалистская функция полезности

ПРЕДПОЧТЕНИЯ – один из факторов, воздействующих на выбор конкретных благ отдельными потребителями.

 

Люди отличаются друг от друга по своим предпочтениям в потреблении товаров и услуг. Они располагают свои потреб­ности в соответствии с собственными предпочтениями и стре­мятся приобрести на ограниченный доход такой набор това­ров, который позволил бы им в максимальной степени удов­летворить потребности. Чтобы осуществить рациональный выбор в процессе по­требления материальных благ потребитель должен разумно оценить различные альтернативы, которые при этом возникают. Эти альтернативы должны быть соответ­ствующим образом упорядочены. Упорядоченные альтернативы рассматриваются экономической наукой как предпочтения потребителя. Т.к. его целью является достижение максимального удовлетворе­ния, то он будет отдавать предпочтения тем товарам, кото­рые принесут наибольшую пользу.

Предпочтения потребителя могут быть выражены с помо­щью функции полезности. В общем виде функция полезности выражает зависимость между количеством (объемами) различ­ных товаров и степенью (уровнем) той полезности, которая дос­тигается при этом потребителем.

Кривая безразличия" — это линия, точки на которой пока­зывают все комбинации наборов двух товаров, доставляющих потребителю одинаковый объем совокупной полезности.

Карта кривых безразличия - полная совокупность кривых безразличия данного потребителя, она отражает все его индивидуальные предпочтения (рис.30). Кривая безразличия, лежащая на карте выше и правее другой кривой безразличия, иллюстрирует более предпочтительные для него наборы товаров, т.е. обладающие большей полезностью (удовлетворяющие большую потребность). Кривые безразличия всегда имеют отрицательный наклон и никогда не пересекаются.

Ординалистская (порядковая) теория полезности основывается на том, что предпочтения индивидуума относительно предлагаемых к выбору альтернатив не могут измеряться количественно, а только сравниваться, то есть одна альтернатива хуже или лучше другой.

Согласно ординалистской теории, невозможно измерить предельную полезность, так как потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ.

Ординалистская теория базируется на следующих гипотезах:

1. Гипотеза полной упорядоченности: потребитель способен упорядочить все возможные товарные наборы с помощью отношений предпочтения или безразличия.

2. Гипотеза транзитивности: если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то он предпочитает набор А набору С; соответственно, если набор А для потребителя равнозначен набору В и набор В равнозначен набору С, то наборы А и С тоже для него равнозначны.

3. Гипотеза ненасыщения: при прочих равных условиях потребитель предпочитает большее количество данного блага меньшему его количеству.

4. Гипотеза рефлексивности: A~A.

5. Гипотеза выпуклости.

6. Гипотеза безразличия.

Предельная норма замещения

Преде́льная но́рма замеще́ния в микроэкономике — величина, определяющая количество товара, от которого потребитель готов отказаться ради увеличения другого товара на единицу. При этом происходит замещение одного товара другим, а интенсивность замещения как раз показывает предельная норма замещения. Предельную норму замещения обозначают через MRS (от англ. marginalrateofsubstitution) и вычисляют по формуле:

 

Бюджетное ограничение, влияние изменений дохода и цен


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: