Структура контрольной работы. Методические указания по выполнению контрольной работы

Методические указания по выполнению контрольной работы

 

Выполнение контрольной работы по дисциплине «Экономическая психология» является обязательным элементом обучения студентов-бакалавров направления «Экономика» и служит допуском к зачету - итоговой форме контроля знаний по данной дисциплине.

Контрольная работа предусматривает закрепление теоретических знаний, полученных студентами во время занятий по данной дисциплине. Ее назначение – углубить знания студентов по отдельным вопросам исследования экономического поведения и экономического сознания, выявить умение применять свои знания на практике.

Выполнение контрольной работы способствует реализации следующих задач:

• углублению теоретических знаний студентов-бакалавров по изучаемой учебной дисциплине;

• формированию и развитию способности логично, последовательно и экономически грамотно излагать свои мысли, связывать общие теоретические положения с практической деятельностью конкретных торговых организаций;

• закреплению и контролю практических навыков и умений в проведении расчетов и аналитической работе;

• формированию навыков самостоятельной творческой работы со специальной литературой, подбора и анализа конкретных данных по своей торговой организации, аргументации собственной позиции и обоснования выводов.

По окончании теоретического лекционного курса и проведения практических занятий студенты приступают к выполнению контрольной работы. Перед ее написанием следует обратиться к конспекту лекций, в котором изложены основные вопросы данной дисциплины, ознакомиться с ними в учебной и специальной литературе, в том числе в периодических журнальных изданиях и интернет-ресурсах.

Успешное выполнение контрольной работы во многом зависит от правильной организации работы студентов-бакалавров по ее подготовке и написанию, а также от соблюдения предъявляемых к ней основных требований.

Структура контрольной работы

Каждый вариант контрольной работа включает теоретическую и практическую части. Выполнение практической части контрольной работы включает разбор практической ситуации, ответ и его обоснование на контрольное тестовое задание в целях закрепления теоретических знаний на практике. План контрольной работы не составляется, так как он определен вариантом.

Ответ на теоретический вопрос предполагает изложение его сущности, дополненное по мере необходимости примерами. Объем этой части контрольной работы должен составлять 7-10 страниц машинописного текста.

Ответы на контрольные тестовые задания предполагают выбор правильного варианта (или же нескольких вариантов) ответа из нескольких предложенных. При этом выбор должен быть аргументирован, т.е. следует пояснить, почему выбран тот или иной ответ. Выполнение теста без пояснений засчитывается как неполное.

В конце работы дается список литературы (рекомендованные учебные издания).

Объем работы не должен превышать 12-15 страниц машинописного текста (кроме приложений). Машинописный текст целесообразно набирать на компьютере шрифтом Times New Roman, размер шрифта 14, через 1,5 интервала на стандартных листах белой бумаги формата А4 размером 297х210 мм, с полями правое, верхнее и нижнее 1,5 см, левое (для сшивания) 3,0 см.

Необходимо оставить поля, пронумеровать страницы, в конце работы привести список использованной литературы, проставить дату и личную подпись студента. Иллюстрация материалов графиками и диаграммами оценивается положительно. Работа, выполненная небрежно, написанная неразборчиво, содержащая зачеркнутые строки, вписанные слова, стилистические и грамматические ошибки, будет возвращена для исправления.

В начале работы целесообразно представить введение, в котором показать актуальность выбранной темы, определить цель и задачи исследования. В завершении обязательна заключительная часть, в которой подводятся обобщенные выводы всей работы.

Варианты контрольных работ

 

Вариант 1

Теоретическая часть

1. Экономическая психология как междисциплинарная наука: предмет, объект, методы исследования. Эволюция человеческого фактора в экономической науке. Взаимосвязь экономической психологии с экономикой, психологией, социоэкономикой.

Практическая часть

2. Сопоставьте различные подходы к пониманию предмета экономической психологии и области ее исследования. Опишите основные элементы концептуальной схемы выработки и таксономии исследовательских проблем экономической психологии Ф. ван Раая.

3. Первым употребил термин «экономическая психология»:

а) А. Смит;

б) К. Менгер;

в) Д. Бернулли;

г) Е. Бем – Баверк;

д) Г. Тард;

е) Дж. Катон.

Вариант 2

Теоретическая часть

1. История становления и развития экономической психологии. Эволюция экономико-психологических идей на Западе и в России. Современные исследования лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН.

Практическая часть

2. Как Вы считаете, почему до XX века экономическая наука развивалась, опираясь, в основном, на рациональные аспекты поведения человека? Почему не уделялось достаточно внимания исследованию иррациональной стороны экономической активности?

3. Экономическая психология изучает:

а) проблемы «рационального экономического человека», стремящегося к максимизации своей выгоды и минимизации потерь;

б) экономические проблемы и явления, альтернативные представления о затратах и выгодах;

в) экономические факторы принятия решений;

г) психологические механизмы экономического поведения людей;

д) психологические исследования личности и ее поведения в реальных ситуациях.

 

Вариант 3

Теоретическая часть

1. Понятие и основные компоненты экономического поведения. Социокультурные и психологические механизмы регуляции экономического поведения.

Практическая часть

2. Приведите примеры нерационального с экономической точки зрения выбора, опровергающего аксиомы «жадности», «транзитивности», «замещения». Проанализируйте ситуации и объясните причины нерационального экономического поведения.

3. Индивидуалистическими причинами бедности согласно исследованиям Фиджина являются:

а) внешние социальные факторы;

б) внешние экономические факторы;

в) собственные недостатки человека, недостаточность приложенных усилий;

г) невезение, стечение обстоятельств;

д) болезнь, физические недостатки.

 

Вариант 4

Теоретическая часть

1. Психология денежных отношений. Вклад классических направлений психологии в изучение феномена денег (Ж. Пиаже, З. Фрейд, бихевиоризм). Социокультурные особенности отношения к деньгам. Отношение к деньгам у разных социальных групп.

Практическая часть

2. Сравните денежные купюры разных стран. Какие аспекты психологического восприятия Вы могли бы назвать?

Каким образом может развиваться в последующем конкуренция между долларом и евро? Будут ли конкуренты стремиться к вытеснению одной из этих валют? Или же они будут заинтересованы в наличии обеих?

3. Индивидуальная адаптация к налоговой системе предполагает, что интернализатор - конформист:

а) уплатит все налоги, несмотря на возможность уклониться;

б) нарушит закон и подвергнется штрафу, чтобы выразить свои убеждения;

в) будет ориентироваться на уклоняющуюся от налогов референтную группу;

г) убежден, что правовые санкции слабы;

д) будет действовать в тех областях, где неофициальные санкции препятствуют повиновению налоговым законам.

Вариант 5

Теоретическая часть

1. Психология предпринимательства. Психологический портрет современного отечественного предпринимателя. Психология безопасности предпринимателя.

Практическая часть

2. Как вы понимаете следующие высказывания: «Ты станешь сотым в этой жизни, как только отбросишь все то, что заставляет тебя хотеть быть первым» (Вуди Ален), «Идти вперед - значит потерять душевный покой, остаться на месте – значит потерять себя» (Сирен Керкгегор). Подберите 5-7 высказываний, которые относятся к теме «Психология предпринимательства».

3. Для людей, мотивированных на достижение успеха, характерны:

а) тревога в связи с возможностью неудачи;

б) завышенная самооценка;

в) уверенность в своих возможностях, адекватная самооценка;

г) резкое снижение активности при неудаче;

д) склонность к выбору очень трудных задач.

Вариант 6

Теоретическая часть

1. Экономико-психологическая адаптация. Основные качества личности, способствующие и препятствующие экономико-психологической адаптации. Психологические проблемы преодоления дезадаптации.

Практическая часть

2. Проанализируйте, какие факторы влияют на восприятие и оценку людьми своего благосостояния. Опишите основные индивидуалистические, структурные и фаталистические причины бедности.

3. Восходящая теория восприятия собственного благосостояния, по Рокичу, утверждает, что собственное благосостояние является результатом:

а) позитивного опыта человека;

б) объективных обстоятельств, например, дохода;

в) достижения человеком своих терминальных ценностей (счастья, любви, свободы, безопасности и др.);

г) психологического привыкания, приспособляемости к текущему состоянию жизни;

д) удовлетворения от сравнения своих жизненных обстоятельств с уровнем благосостояния других людей.

 

Вариант 7

Теоретическая часть

1. Понятие имиджа и его функции. Виды имиджа. Технология создания имиджа.

Практическая часть

2. Опишите основные виды эмоций и приведите примеры ситуаций, в которых они могут проявляться.

3. Концептуальная схема экономической психологии предложена:

а) А. Этзиони;

б) Е. Хьюга;

в) Г. Тардом;

г) Ф. Ван Раем;

д) У. Джеворсом.

 

Вариант 8

Теоретическая часть

1. Психологический аспект категории «финансы»: восприятие субъектами категорий «государственные доходы» и «государственные расходы».

Практическая часть

2. Опишите следующие эффекты, связанные с принятием решения: края, наглядности, репрезентативности, Ирвина, Стоуна, Монте-Карло, якоря, эгоцентризма, консерватизма.

Подумайте, каким эффектом пользуются страховые компании?

Какой эффект проявился в массовом риске вкладчиков в МММ?

Назовите эффект, который констатирует факт увеличения риска в группе в отличие от индивидуального?

Какой эффект проявляется в пренебрежении к постоянным предос­тережениям не связываться с наперсточниками?

Какой эффект иллюстрируется типичной логической ошибкой, со­держащейся в выражении post hos ergo propter hos (после этого значит вследствие этого)?

К какому эффекту аппелирует разорившаяся компания, уговаривая вкладчиков не доводить дело с выплатами им долга до суда, поскольку в таком случае они, мол, хоть что-нибудь получат?

3. Сущность «public relation» состоит в:

а) мероприятиях, основанных на личном письменном обращении рекламодателя к клиенту;

б) деятельности по вовлечению клиента в процесс потребления товаров посредством презентаций, дегустаций и др.;

в) деятельности, обеспечивающей продажу товаров в процессе личного контакта;

г) деятельности, обеспечивающей фирме благоприятный имидж;

д) защите потребителя от недобросовестной рекламы.

Вариант 9

Теоретическая часть

1. Основные этапы становления рекламы. Виды, функции и целевая направленность рекламы. Правовые аспекты рекламы. Психологическое воздействие рекламы на потребителей различных социальных групп.

Практическая часть

2. Подготовьте отчет-анализ нескольких рекламных роликов, буклетов. Опишите основные средства и методы воздействия, которые использовались в них.

3. Психологически эффективная реклама – это:

а) гипноз;

б) заражение;

в) выявление потребностей человека;

г) предложение стратегии по удовлетворению потребностей;

д) многократное повторение аргументов.

Вариант 10

Теоретическая часть

1. Социально-психологические основы продажи. Этапы и продаж. Способы взаимодействия с клиентом. Работа с возражениями клиента. Разработка и проведение тренингов эффективных продаж.

Практическая часть

2. Разработайте тренинг по одной из следующих тем: «Выявление психотипов клиентов», «Работа с трудными клиентами», «Работа с возражениями клиента», «Формирование коммуникативных умений и навыков при взаимодействии с клиентом».

3. Основной личностной чертой меркантилистов является:

а) великодушие в отношениях обмена и распределения;

б) собственнический инстинкт;

в) доброжелательность к другим;

г) склонность к благотворительности;

д) низкая чувствительность к статусным символам.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Организационно-экономическая психология: хрестоматия / под ред. Тараса А.Е. - Минск: Харвест, 2004.

2. Проблемы экономической психологии. Том 1 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.

3. Проблемы экономической психологии. Том 2 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.

4. Психология. Учебник для экономических вузов / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.

5. Психология предпринимательской деятельности (развитие российского предпринимательства в начале 1990-х годов) / под ред. Бодрова В.А. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1995.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Андерсен Р., Шихирев П. Акулы и дельфины. Психология и этика российско- американского делового партнерства. - М.: Дело ЛТД, 1994. –С.90-91.

2. Барт Р., Майерс Д.Д., Аакер Д.М. Рекламный менеджмент. 5-е изд. – Киев: Вильямс, 1999.

3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М., 1994.

4. Вебер М. Избранные произведения. - М.: Юрист, 1994.

5. Грей К. Предпринимательство в 90-ых годах // Иностранная психология. – 1997. - № 9. – С. 37-45.

6. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - СПб.: 1995.

7. Дейнека О.А. Экономическая психология: Учебное пособие. – СПб.: СпбГУ, 2000.

8. Диттман Х. Экономические представления подростков // Иностранная психология. – 1997. - № 9. – С. 25-36.

9. Доллан Дж.,.Лидсей Е. Рынок: микроэкономическая модель. – СПб., 1991.

10. Дэна Д. Преодоление разногласий. – СПб., 1992.

11. Зазыкин В.Г. Психология в рекламе. ¾ М.: ДатаСтром, 1992.

12. Карлоф Б. Деловая стратегия. Концепция, содержание, символы. – М., 1991.

13. Китов А.И. Экономическая психология. - М., 1987.

14. Ковалев С.Г., Филатова Е.Г. Социально-культурный подход в исследовании рынка труда. – СПб, 1999.

15. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей и бизнес: Как 16 типов личности определяют Ваши успехи на работе. -М.: Персей,1995.

16. Кретов С.И. Предпринимательство: сущность, директивы и перспективы. М., 1992.

17. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. - М.: Дело, 1993.

18. Левин К. Типология и теория поля //Хрестоматия по истории психологии: период открытого кризиса. – М., 1980.

19. Лунт П. Психологические подходы к потреблению: вчера, сегодня, завтра // Иностранная психология. – 1997. - № 9. – С. 8-16.

20. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: 1998. -С.74-75.

21. Макашева Н.А. Этические основы экономической теории. - М., 1993.

22. Маккей Х. Как уцелеть среди акул. - М.: Экономика, 1991.

23. Малахов С.В. Основы экономической психологии. - М., 1992.

24. Маслоу А. Мотивация личности. - М., 1990.

25. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М.: Дело,1992.

26. Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение. ¾СПб.: Питер, 2000.

27. Осгуд Д. Начни сначала: Практическое руководство по менеджменту личности. – СПб., 1992.

28. Парсаданян С.А., Потемкин В.К. Инновационная деятельность: организация, технология, проектирование. – СПб., 2001.

29. Позняков В.П., Филинкова Е.Б. Психология успешного предпринимательства: опыт исследования и практической работы // Прикладная психология. – 1998. - № 5. – С. 32-43.

30. Поляков В.А., Яновская Ю.М. Как получить хорошую работу в новой России. -М.: ИНФРА- М,1995.

31. Потемкин В.К. Экономическая психология в системе рыночных отношений. – СПб., 1999.

32. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Индустриальная социальная психология. ¾СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1997.

33. Психологические тесты для деловых людей. -М.: А/О “Бизнес -школа “Интел-Синтез”,1994.

34. Психология менеджмента /Под ред. проф. Г.С.Никифорова ¾СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2000.

35. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Учеб. пособие. -М.: Аспект -Пресс, 1997.

36. Сарно А.А. Персонал предприятий в трансформирующейся экономике. – СПб.: 1997.

37. Спивак В.А. Корпоративная культура. - СПб.: Питер, 2001.

38. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. -СПб.: ПИТЕР, 2000.

39. Соколинский В.М. Психологические основы экономики. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 1999.

40. Уотсон Д.Е. Бихевиоризм /Хрестоматия по истории психологии: период открытого кризиса (начало 10 – середина 30-х годов XX века). – М., 1980.

41. Уэллс У., Бернет Д., Мориарти С. Реклама: теория и практика. Учебник. – СПб.: Питер, 1999.

42. Фоксал Г. О природе торгующей фирмы // Иностранная психология. – 1997. - № 9. – С. 17-24.

43. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха. – Вып.1., М., 1991.

44. Хофф Р. Я вижу вас голым (как подготовиться к презентации и с блеском ее провести). - М., 1996.

45. Цзе К.К. Методы эффективной торговли. - М.: Экономика, 1988.

46. Шандерзон Л. Методы продажи. - М., 1993.

47. Шпалинский В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие.2-е изд.-М.: Изд-во УРАО, 2003.

48. Экономическая психология. Социокультурный подход. – СПб.: Питер, 2000.

49. Энджел Д.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. – СПб.: Питер, 1999.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: