Многофакторная (шеснадцатифакторная) модель

Предыдущие трех- и четырехлучевые модели, собственно, были также многофакторными. Но их факторы – личностные характеристики, отношения, особенности деятельности и пр. были структурированы в имидж по определенным «лучевым» структурам. Данные структуры были вычислены на основании теоретических исследований и обобщений опыта избирательских компаний. Однако возможен и другой подход, основанный на применении методов экспериментальной психосемантики. В процессе опросов, предшествующих избирательной кампании или в ходе ее, выявляется множество ценимых избирателями качеств и умений политиков. Данное множество структурируется на основе выявления синонимов, объединения их в отдельные группы; кроме того, определяется приоритетная значимость данных обобщающих качеств и умений. Так выстраивается семантический ряд, который кладется в основу имиджа политика.

Каковы эти факторы? Они были получены в результате специальных исследований и представлены в последовательности по частоте упоминания, а следовательно, степени значимости:

1) харизма личности политика;

2) отношение к стране, народу (естественно, хорошее и приоритетное в системе задач);

3) лидерские качества;

4) сильная воля;

5) Умение эффективно действовать в экстремальных ситуациях;

6) личное обаяние;

7) высокий интеллект;

8) Развитие коммуникативного умения;

9) высокие нравственные качества;

10) успешность предшествующей деятельности;

11) потенциал для дальнейшего профессионального роста;

12) эффективная деятельность;

13) внешние данные;

14) отношение к соратникам;

15) отношение к себе;

16) отношение к близким.

Как видно из данного перечня, набор качеств несколько иной, чем тот, который был представлен в описанных выше моделях, а вот степень их значимости отлична существенно. Главным достоинством модели является их структурирование по степени значимости для избирателей. Заметим, что последовательность качеств иная, нежели изложенная в западных моделях. Это лишний раз свидетельствует о необходимости критического отношения и осторожного переноса на нашу политическую реальность западных моделей политического имиджа.

Проведенные прогностические экспертные оценки состоятельности имиджа конкретных политиков во многом подтвердились результатами прошедших выборов. Это позволило определить требования к эффективному политическому имиджу, формируемому на основе данной модели. Итак, имидж будет эффективным («проходным»), если:

– средние значения факторов-характеристик велики, а их дисперсия мала («непротиворечивый» имидж);

– средние значения по первым (приоритетным) позициям высоки (больше, чем по остальным) и примерно равны между собой (или отличаются несущественно);

– низкие значения важнейших факторов-характеристик требуют коррекции поведения, общения, деятельности в ходе избирательной кампании, что позволит гармонизировать имидж, сделать его «проходным».

Повторимся: данный набор качеств, вернее, их значимость, подвержена динамическим изменениям. Они зависят от ситуации, региональной, временной и национальной специфики. Поэтому применение данной модели в том или ином регионе требует специальных исследований. Безусловно, это недостаток модели, зато основания для построения «проходного» имиджа будут объективными, а не умозрительными, что позволит действовать с высокой эффективностью.

В практике избирательных кампаний применяются и другие психологические модели имиджей – пя-тифакторная (честный, умный, энергичный, волевой, решительный и целеустремленный), двухполюсная на основе отношения к реформам (радикал – консерватор; аппаратчик – популист) и основанная на степени влиятельности и отношения к политической элите. Пятифакторная является, по сути дела, некоторым вариантом четырехлучевой. Другие же не доказали свою высокую практическую эффективность.

Существуют модели, если так можно выразиться, регионального масштаба. Примером может служить модель успешного регионального лидера («идеального лидера»), разработанная Э.Ю. Саламовым в республике Северная Осетия – Алания. Она состоит из шести компонентов:

■ умение найти верные решения в сложных ситуациях;

■ организаторские способности и умения;

■ уверенность в себе, своем деле;

■ умение ясно излагать свои мысли;

■ воля, твердый характер; порядочность.

Нетрудно видеть, что она является ничем иным, как несимметричной американской трехлучевой моделью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: