В странах Древнего Востока и Античном мире

ВВЕДЕНИЕ

«История экономических учений» знакомит студентов с основными этапами развития экономической мысли и охватывает целые эпохи от ее зарождения на Древнем Востоке и в Античном мире и заканчивая современными направлениями.

Каждая историческая эпоха выдвигала свои проблемы, искала способы их решения. Свое начало экономическая мысль берет со времен древнего мира, т.е. появления первых государств. С тех пор и по настоящее время осуществляются постоянные попытки систематизировать экономические воззрения в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики. При этом по мере происходящих изменений в экономике, науке, технике и культуре постоянно обновляется и совершенствуется и экономическая теория.

Изучение истории экономических учений является важным подспорьем для выявления объективных закономерностей в развитии как мировой, так и отечественной экономики. В процессе освоения данного курса студент может научиться сопоставлять методологические подходы различных теоретических направлений, проводить сравнительный анализ тех или иных экономических концепций. Это позволяет развить гибкость и нестандартность экономического мышления, т.е. дает то, что в целом называется экономической эрудицией и культурой. Студент должен уметь свободно ориентироваться в основных направлениях современной экономической мысли.

Каждая тема курса включает в себя изложение историко-теоретических положений, вопросы для самоконтроля и задания, контрольные тесты, которые позволяют установить, в какой мере достигнуты учебные цели.

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ

В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ

I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА И АНТИЧНОМ МИРЕ

Экономическая мысль Древнего Востока.

В древнем мире, когда появились первые древневосточные государства и установились государственные формы управления рабовладельческой экономикой, началась систематизация экономической мысли в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении экономической политики. Поэтому не случайно принято считать, что экономическая наука зародилась именно в странах Древнего Востока – в колыбели мировой цивилизации. В силу ряда благоприятных условий (география, теплый климат, наличие пищи, концентрация населения и другие) страны Древнего Востока рано пережили экономический подъем, а также процесс политического объединения и культурный расцвет.

Из дошедших до наших времен ранних письменных источников наиболее известным является так называемый кодекс законов Вавилонии, принятый в XVIII в. до н.э. царем Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Этот кодекс, консолидировавший общество и экономическую жизнь старовавилонского государства, внешне был нацелен на то, чтобы «сильный не притеснял слабого». Фактически же закрепленные в нем правовые нормы жестко регламентировали натурально-хозяйственные основы, увязав их не только с экономической ответственностью. Так, за покушение на частную собственность мерой пресечения виновного могли стать обращение в рабство либо смертная казнь. Своеобразные требования государство узаконило в части «снижения» тяжести кабалы и рабство за долги, а также ростовщичества. К примеру, граждане-вавилоняне по «новым» законам впредь не лишались своих земельных наделов за долги; масштабы ростовщичества были «упорядочены» так, что предел денежной ссуды не должен был превышать 20%, а натуральной ссуды – 33%.

Древнекитайский философ Конфуций (Кун-цзы) (551-479 гг. до н.э.) заложил основы конфуцианства – этико-политического учения, оказывавшего огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении более чем двух тысяч лет. Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями. Конфуций изложил свои взгляды на умственный и физический труд, на отношения между рабовладельцами и рабами.

В IV-III веках до н.э. в Китае был распространен трактат «Гуань-цзы», где говорилось о торговле, налогах, рыночных отношениях, занятиях земледелием и ремеслами, о денежных отношениях и финансах. В учении древнекитайского философа Сюнь-цзы утверждалось, что земельный налог должен составлять урожай с одной десятой земли («десятина»), а охоту и рыболовство не облагать налогом.

В «Законах Ману» (Индия VI век до н.э.) регламентировались права и отношения с собственностью. В более поздних древнеиндийских трактатах содержится описание государственного и хозяйственного устройства Древней Индии, правил купли-продажи, найма работников, заключение сделок, осуществление торговых операций, ценообразование. Так, важнейшим источником сведений об общественных отношениях, экономике, политических институтах Древней Индии является трактат «Артхашастра» (буквально – «наука о пользе, о практической жизни»). Автором трактата считается Каутилья (IV в. до н.э.) – древнеиндийский государственный деятель.

В соответствии с вышеназванными источниками для азиатского способа производства были характерны следующие черты:

Ø чрезмерное регулирование хозяйства посредством регламентации сферы ссудных операций и торговли;

Ø ведущая роль в экономике отводится собственности государства;

Ø неприкосновенность частной собственности.

Уже тогда в недрах натурального хозяйства восточного рабства с присущим ему активным участием государства в экономических процессах неумолимо расширялись масштабы товарно-денежных отношений и становились все более злободневными проблемы сосуществования государственной, общинной и частной собственности. В дальнейшем на протяжении первого тысячелетия до нашей эры необходимость осмысления сути экономических категорий и законов проявила себя не менее остро и в государствах классического (античного) рабства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: