double arrow

Основные проблемы философии техники


Различение искусственного и естественного (Искусственный интеллект)

Оценка техники

Аврелий Августин (354-430) –христианский философ и теолог, представитель латинской патристики. Августин прошёл сложный путь исканий от язычества, стоицизма до христианства, что нашло отражение в его «Исповеди»(400 г.).

В 387 г. Августин принимает христианство и становится его крупнейшим теоретиком, писателем и публицистом. Августин исходит из Ветхозаветной традиции: Бог творит «из ничего» весь природно-человеческий мир. Христианский Бог полностью изъят из этого мира, превращён во вне-и сверхприродное существо, нечто совершенно бестелесное и вечное начало, но наделённое свойствами сверхъестественной личности. В своих философских исканиях Августин опирается на философию Платона. Августин перемещает платоновские идеи в божественный ум: они теперь – предвечные мысли Бога - отца, не нуждающегося в материи. Таким образом, все природно-человеческие события становятся полностью зависимыми от Бога. Каждая душа творится Богом и после смерти тела ждёт «Страшного суда». Душа, не существуя до человеческого тела, не набирается мудрости, созерцая мир идей, только Бог, создавший её, сообщает ей все знания и идеи (которыми Он считает нужным её снабдить). Августин – родоначальник теологически осмысленной ДИАЛЕКТИКИ ИСТОРИИ. Вся история слагается из ШЕСТИ периодов земных обществ по аналогии с шестью днями творения.

1-й период: от Адама до потопа (младенчество человечества);

2-й период: от потопа до Авраама (детство);

3-период: от Авраама до царя Давида (отрочество);

4-период: от царя Давида до Вавилонского пленения (молодость);

5-период: от пленения до Христа (зрелость);

6-период: от Христа до конца света, «Страшного суда» (старость).

У Августина впервые мы видим «стрелу времени», которая свидетельствует о том, что процесс истории идет в сторону прогресса и является необратимым. Августин рассматривает сложный вопрос: почему мир не был сотворен раньше, или позже? Его ответ гласит: время было сотворено вместе с миром (материей). Бог вечен в том смысле, что он существует вне времени: в Боге нет никакого «раньше» и «позже», а только вечное настоящее, поэтому он, неподвижен, неизменен, постоянен. Сотворенные вещи существуют во времени, поэтому можно говорить о времени, предшествовавшем их существованию; поэтому они изменяются и исчезают (умирают). В Боге сразу наличествуют все времена. Поэтому он и не предшествовал своему собственному творению времени. По Августину, прошедшее и будущее может быть осмыслено только как настоящее. «Прошедшее» отождествлено им с памятью, а «будущее» - с ожиданием и надеждой, причем и то, и другое являются фактически относящимся к настоящему. Поэтому можно говорить о трех временах:




о «настоящем прошедших предметов»,

о «настоящем настоящих предметов», и

о «настоящем будущих предметов».

Время есть «растяжение души». Не может быть времени без сотворенного существа.

Душа человека бессмертна, ей присущи три способности: разум, воля и память. Главной способностью является воля, именно она заставляет человека стремится к истиной вере и знанию. Одной из основных проблем всей средневековой философии является проблема соотношения веры и разума.

Августин провозглашает тезис: «Верь, понимать».

Вера не только не противоречит «пониманию», но, напротив, так как Бог, творец всего сущего владеет истиной и может открыть ее в виде озарения (иллюминации) своим приверженцем. Таким образом, вера не противоразумна, а сверхразумна.


Билет 15

Научная картина мира— система представлений человека о свойствах и закономерностях действительности (реально существующего мира), построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов. Использует научный язык для обозначения объектов и явлений материи. Научная картина мира не является ни философией, ни наукой.



Виды:

1. общенаучная картина мира (систематизированное знание, полученное в различных областях)

2. естественнонаучная картина мира и социально(общественно)-научная картина мира

3. конкретно-научная картина мира (физическая картина мира, картина исследуемой реальности)

4. специальная (частная, локальная) научная картина мира отдельных отраслей науки.

5. "Наивная" картина мира

Эволюция представлений

Существуют различные мнения о том, как изменяются представления о мире в истории человечества. Поскольку наука появилась сравнительно недавно, она может давать дополнительные сведения о мире. Однако некоторые философы считают, что со временем научная картина мира должна полностью вытеснить все другие.

По классификации Конта, научная картина мира олицетворяет собой третью, позитивную (после теологической и метафизической) фазу последовательного фазиса философской мысли в истории всего человечества.

Фейербах так сказал о смене своих идей: «Бог был моей первой мыслью, разум — второй, человек — третьей и последней.»

Фома Аквинский (Томмазо д`Аквино) (1225- 1274) - крупнейший представитель западной схоластики. Схоластика - тип религиозной философии, стремящийся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению путем применения логических методов и доказательств. Для него характерно обращение к Библии как к основному источнику знания.

Основные работы: «О спорных вопросах истины», «О Троице», «Сумма против язычников» и незавершенная «Сумма теологии».

В 1323г. решением римской курии Фома Аквинский причислен к лику святых. Основоположник современной римско- католической церкви и ее официальной философии – неотомизма (с конца 19в.).

Фома применяет к христианской теологии ФИЛОСОФИЮ и ЛОГИКУ Аристотеля. Согласно Фоме, УНИВЕРСАЛИИ (общие понятия) существуют одновременно - в Божественном уме, - в вещах, сотворенных Богом (как их сущности), и - в человеческом уме, познающем их (как идеи). А потому, в тварном мире мы с помощью ума познаем именно сущности, субстанции.

Фома признает правомерность не только теологии, но и науки. Он предлагает новое решение «Концепции двух истин». По методу познания истины наука и теология отличаются друг от друга. Наука опирается на опыт и разум, теология – на откровение и Священное писание. Предмет же познания у них общий – мир сотворенный Богом. Они идут в познании мира - каждый своим путем. Они должны дополнять друг друга. Догматы христианского вероучения по возможности должны подкрепляться рациональным обоснованием.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА Фома, как и Аристотель, пытается вывести бытие Бога из бытия вещей с помощью формальной логики (разума). Доказательства бытия Бога:

1. Все, что движется имеет причиной своего движения нечто иное, ибо ничто не может быть движущим и движимым одновременно и в одном и том же отношении. А это иное тоже имеет причину своего движения и т.д. Таким образом, существует первопричина движения или Бог (по Аристотелю это был Перводвигатель, который был равносилен Божеству).

2. Все конкретные вещи имеют причину своего существования, а у этих причин тоже должны быть свои причины, следовательно, должна существовать Первопричина всего существующего, то есть Бог.

3. Мир полон случайностей и бесчисленных возможностей, но за ними стоит и их объясняет некая абсолютная Необходимость, то есть Бог.

4. Все вещи обнаруживают различную степень красоты, совершенства, блага, истинности. Степень этого должна измеряться неким абсолютным мерилом, то есть Богом.

5. В мире существует гармония и целесообразность. Бог полагает цель и гармонию всему, что происходит в мире.

Фома считает, что человек является единством тела и души. Тело творится Богом для каждой конкретной души. А потому тело не является оковами души, напротив, их соединение – благо для души. Тело – основа для ее (души) индивидуальности и бессмертия.

• Фома признает свободную волю человека, которая дарована ему Творцом. Благодаря этой свободной воле человек:

-несет ответственность за свои поступки,

- делает выбор между добром и злом, моральными и аморальными поступками.


 

Билет 16

· Проблемы научного знания. Методы и формы научного знания.

Знание в широком смысле — субъективный образ реальности, в форме понятий и представлений.

Выделяют различные виды знания: научное, вненаучное, обыденно-практическое (обыденное, здравый смысл), интуитивное, религиозное и др.

Научное — знание, основанное на рациональности. Характеризуются объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость. Научное познание — процесс получения объективного, истинного знания. Его задача — описать, объяснить и предсказать процесс и явление действительности. Научные революции, происходящие в ходе развития научного познания и приводящие к смене теорий и принципов, сменяются периодами нормального развития науки (углубление и детализация знаний).

Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов, проверяемость, стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий.(отсюда и вытекает его проблема)

Важнейшие методы научного познания:

1)восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным — конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответствующих действительным, называют методом;

2)моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект, недоступный непосредственному исследованию заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих исследователя;

3)эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдатель искусственно изолирует ряд характеристик исследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров.

Для научного познания характерно наличие двух уровней; эмпирического и теоретического. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое познание — сущностное, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.

Пытаться решить поставленную проблему можно двумя путями: искать нужную информацию или самостоятельно исследовать ее с помощью наблюдений, экспериментов и теоретического мышления. Наблюдение и эксперимент важнейшие методы исследования в научном познании. Часто говорят, что теория — это обобщение практики, опыта ипи наблюдений.

· Краткая характеристика философии Нового времени. Философия Ф.Бэкона

Новое время(17-19 века)

· Все началось с открытий Коперника, Ньютона, Кеплера

· Наука стала общедоступной для всех и начала быстро развиваться

· Научные идею социализируются. Возникают академии, лаборатории, международные научные контакты.

Принципы Новой философии: а)автономия и верховенство разума б)свобода, самоопределение личности

Для этой эпохи характерно Критическое отношение к прошлому и традициям, и вера в будущее, в прогресс(источником его является разум)

Природа рассматривается с точки зрения механики, т.е как огромная машина, устройства и законы которой подвластны разуму

Возникновение общество трактуется, как результат исторически возникшего общественного договора

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: