Сравнительный анализ результатов уровня сформированности мелкой моторики рук детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи

Контрольный этап педагогического исследования проходил с 15 ноября по 17 ноября 2017 года.

Цель контрольного этапа - повторное выявление уровня мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ОНР.

Педагогическое исследование проводилось на основе авторских методик Гризик Т.И, также Сосниной С.П., которая была использована на первой этапе (Приложение №3).

Обследование проводилось индивидуально, полученные данные заносились в протоколы (Приложение №16).

По результатам диагностирования было выявлено:

· высокий уровень 1 человек (10%) - Соня Б.

· средний уровень 8 человек (80%) - Костя К., Миша Н., Дима Г., Митя К., Саша М., Илья Б., Рита Т., Ильяр К.

· низкий уровень выявлен у 1 человека (10%) - Дима М.

По результатам имеющихся протоколов составлена диаграмма (Приложение №17, диаграмма №2).

При анализе полученных результатов контрольного этапа было выявлено, что дети (Ильяр К., Саша М., Митя К., Илья Б., Соня Б., Рита Т.) смогли улучшить свои результаты в упражнении «Посолим суп». Это упражнение вызывало на констатирующем этапе затруднение у этих детей.

Упражнение «Мячики» на контрольном этапе смогли выполнить 4 ребенка (Ильяр К., Костя К., Дима Г., Рита Т.), дети смогли провести несколько прямых линий, а также попасть в кеглю. На констатирующем этапе это упражнение вызывало трудности у этих детей. Дети не могли попасть не только в кеглю, но и провести прямые линии.

На контрольном этапе в упражнении «Дорожки» все дети смогли улучшить свои результаты, в особенности Саша М., Илья Б., Миша Н., стоит отметить, что во время выполнения заданий с использованием карандаша нажим был одинаковый, дети следили за линией посередине дорожки и смогли не отрывать карандаш от листа бумаги.

У Риты Т. на контрольном этапе выявлены улучшения в упражнении «Обрывание листа бумаги», она смогла разорвать лист пополам, не оставив его целым.

Софья Б., Дима М., Костя К., на контрольном этапе в упражнении «Узнавание форм предметов» совершили минимум ошибок, знали геометрические фигуры и могли определить их на ощупь.

На контрольном этапе Дима М., смог разрезать бумагу пополам, не смотря на кривую линию разреза, внимательно слушал инструкцию, правильно держал ножницы в руке, именно у этого ребенка возникли наибольшие сложности в упражнении «Вырезывание ножницами» на констатирующем этапе.

С теми детьми, которые не испытывали затруднения в некоторых упражнениях и хорошо справились с ними, проводилась такая же работа, но с более усложненными вариантами.

Многие дети не смогли перейти на другой уровень, так как не выполнили критерии оценки выполнения, но смогли улучшить качество выполнения предложенных заданий, сравнительный результаты приведены в таблице (Приложение №18, таблица №3).

По результатам констатирующего и контрольного этапа составлена сравнительная гистограмма (Приложение №19, гистограмма №1).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработанный и осуществленный на практике комплекс пальчиковых упражнений способствовал развитию и совершенствованию мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ОНР.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью работы было теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность пальчиковых упражнений как средства подготовки руки к письму детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.

В связи с поставленной целью и задачами была изучена учебно-методическая литература, изучены особенности детей 5-6 лет с ОНР, дана характеристика пальчиковым упражнениям как средству подготовки руки к письму, подобраны пальчиковые упражнения для развития мелкой моторики детей 5-6 лет с ОНР, а также применены на практике.

Изучение учебно-методической литературы показывает, что ОНР сложное расстройство речи, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны речи (фонетики) и смысловой стороны речи (лексики и грамматики). При этом слух и интеллект сохранны.

Хотелось бы отметить, что развитие мелкой моторики важно для детей, именно в процессе обучения, так как развитие мелкой моторики у детей улучшаются память, внимание, мышление. Простые движения рук помогают убрать напряжение, расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить не только психические процессы ребенка, но и его речь.

Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков.

Изучив особенности развития мелкой моторики детей 5-6 лет с ОНР можно утверждать, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы моторики, это помогает ребенку изучать предметы, играть с ними, ощущать их.

Недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму в детском саду является важной составляющей обучения ребенка.

Таким образом, чтобы подготовить руку к письму нужно систематически заниматься с ребенком разнообразными видами ручной деятельности. Если упражнения применять в комплексе, то они способствуют развитию разных групп мышц руки, развивают мышечный контроль, точность, гибкость и координацию движений.

Можно утверждать, что цель работы - теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность пальчиковых упражнений как средства подготовки руки к письму детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи – достигнута, задачи решены. Для того, чтобы подготовить руку детей к овладению письмом предлагается консультация для родителей на тему: «Пальчиковые упражнения как средство подготовки руки к письму» и рекомендации воспитателям (Приложение №20).

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2013 год. - 400 с.

2. Афанасьева Т. И. Учить по Монтессори (из опыта работы) //М.: МЦМ. – 1996 год. 156с.

3. Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду./ Воспитание у детей интереса и стремления к школьному обучению в детском саду.– Л.1990.

4. Безруких М.М. - Возрастная физиология: физиология развития ребенка: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А.Фарбер. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2007 год. – 416 с.

5. Безруких, М. М. Как научить ребенка писать красиво / М. М. Безруких. - М.: Дидакт, 2013. 80с.

6. Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у дошкольников// Логопед, 2005 - №3. 15с.

7. Вавилова А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи //молодой ученый. ООО «Издательство молодой ученый». — 2014 год. — №5. 580с.

8. Воскресенская А. И. Грамота в детском саду.–Издательство «Просвещение». М. — 1965.

9. Выготский Л.С. Психология развития ребенка: сборник трудов. – М.: Эксмо-Пресс, 2006. 512с.

10. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать: методическое пособие/С.Е. Гаврина, Н.Л Кутявина, И.Г. Топоркова. – Ярославль: Академия развития, 2001. 240 с.

11. Гризик Т. И. Подготовка ребенка к обучению письму: пособие для родителей/ т. И. Гризик. — М. 2007г.

12. Дюжина Т. В. Логопедическая работа по подготовке руки к письму у детей с общим недоразвитием речи // научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. Ст. По мат. XLII междунар. Студ. Науч.-практ. Конф. № 5(42)., 2016г. 604с.

13. Концепция организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе. Проект. Справочник старшего воспитания.- 2007.- №1.80с.

14. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. — СПБ.: МИМ, 1997. - 286 с.

15. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов /Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской / глава 23 обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 680с.

16. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития. 10-е издание. – М.: академия, 2006 год. - 368 с.

17. О. А. Фролова. «Е. Н. Водовозова о воспитании детей дошкольного возраста»О.А. Фролова. - М. -1949 год. 136с.

18. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 217 с.

19. Силивон В.А. Формирование двигательных предпосылок письма у дошкольников: автореф.дис.канд.пед.наук /В. А.Силивон. Мн.,1988. 316с.

20. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. - М.: Эксмо,2014 год.–80 с.

21. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: «Айрис пресс», 2008 год, 224с.

22. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи // Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999. –17с.

23. Фомина Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребёнка // Проблемы речи и психолингвистики.– М.: МГПИИЯ, 1971 год.

24. Этиология общего недоразвития речи /Под ред. Т. Б. Филичевой // логопедия сегодня. - 2008. - № 3. - с. 16-29.

25. http://rodnaya-tropinka.ru/podgotovka-ruki-k-pis-mu

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: