Особенности готической скульптуры (на примере соборов Франции)

Роль витража в ансамбле готического собора (на примере соборов Франции).

Искусство витража, его колористические возможности и композиционные приемы. Поздняя готика (капелла Сен Шапель в Париже, собор в Шартре, собор в Руане).Декоративная и просветительская роль витражного искусства. Орнаментальные мотивы, библейские и жанровые сюжеты витражей готических храмов. Излюбленный орнамент витражных окон готики – так называемая роза. Сочетание в витражах чистых и интенсивных красок, создающий яркий и выразительный декоративный эффект. Торжество света и цвета, проявляющееся в искусстве витражей. Смешение в интерьере храма ярких, чистых цветов витража и создание мистической, ирреальной обстановки внутреннего пространства. “Небесный рай, усеянный бесчисленными цветами”.

Главный фасад готического собора как грандиозная пластическая картина. Эволюция готической пластики в сторону большей свободы. “Классицизм” скульптурных школ Амьена и Реймса. “Золочёная Мадонна” собора в Амьене. “Королевский портал” собора в Шартре. Статуи порталов храма в Страсбурге. Религиозная тематика, изображения народных преданий и поверий, светские сцены в скульптуре французских соборов. Удлинённость пропорций скульптур, симметричность форм, подчинённость архитектурным объёмам, отклонения от строгой фронтальности, естественность и непринуждённость фигур, перемещение центра тяжести тела на одну ногу – характерные черты готической скульптуры. Влияние античной пластики.

20. Древнерусский храм XI– XII века: строительные материалы и конструкции, художественно-образные решения, эволюция.

Храм Святой Софии: планировка, техника строительства, композиция, влияние византийского искусства и народного зодчества. Сравнительная характеристика Софийских соборов в Киеве и в Новгороде. Анализ новгородских храмов начала ХII в. (Николо-Дворищенский, Антониева и Юрьева монастырей). Сравнение их с посадскими храмами второй половины ХII в. Анализ особенностей храмов времени правления Юрия Долгорукого (Спасо-Преображенский собор в Переяславле Залесском, ц. Бориса и Глеба в Кидекше). Сравнение их с новгородскими посадскими храмами. Образное значение всех этих сооружений, связь с исторической ситуацией. Особенности храмовой архитектуры времени правления Андрея Боголюбского (Успенский собор, ц. Покрова на Нерли). Сравнение ц. Покрова на Нерли с Дмитриевским собором. Различия в их образном решении.

21. Древнерусская икона XII – XIV вв.: технология, язык, эволюция.

Определение иконы, ее функциональное своеобразие. Приемы создания иконы. Художественный язык иконы. Периодизация развития иконописи. Характеристика иконописи Домонгольского периода на примере икон Владимирской Богоматери, Св. Георгия, «Устюжское Благовещение», «Спас нерукотворный», «Ангел Златые власы», Николай Чудотворец. Характеристика ранней новгородской иконописи напримере икон Св. Николая, Иоанна Лествичника, Георгия и Власия. Характеристика иконописи Владимиро-Суздальского княжества на примере икон Дмитрия Солунского, Ярославской Оранты. Характеристика Новгородской школы иконописи на примере житийной иконы Св. Георгия, икон «Чудо Георгия о змие», «Битва новгородцев с суздальцами». Характеристика Псковской школы иконописи на примере икон Ильи Пророка, «Собор Богоматери». Характеристика Московской школы иконописи на примере икон. св. Бориса и Глеба, «Спас Ярое Око».

22. Принципы обновления живописного языка в творчестве Джотто: новое понимание религиозной темы, изображения реальной жизни, выработка новых изобразительных средств, новое понимание задач композиции.

Творчество Джотто ди Бондоне. Росписи в Капелле дель Арена в Падуе и капелл Перуцци и Барди в церкви Санта Кроче во Флоренции. Введение в живопись трехмерного пространства, объемность фигур, народные типы персонажей. Психологизм и драматизм в передаче образов. Реализм монументальной живописи Джотто. Влияние на Джотто раннехристианской живописи. Большая по отношению к фрескам в Капелле дель Арена в Падуе свобода в изображении персонажей и окружающей среды, более вытянутые пропорции фигур святых, естественные цветовые сочетания композиций в капеллах Перуцци и Барди церкви Санта Кроче во Флоренции. “Мадонна Оньиссанти” – пример алтарной работы художника. Архитектурная работа Джотто ди Бондоне. Колокольня собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: