Живопись высокого Возрождения

Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.

Эпоха Возрождения (середина XIV – середина XVII вв.)

Если Проторенессанс длился почти полтора столетия, раннее Возрождение — почти столетие, то Высокое — всего 30-40 лет. Но именно чинквиченто дало миру многочисленную плеяду мастеров редкой гениальности и разносторонности: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буанаротти, Доменико Гирландайо, Андреа Вероккио

Проторенессанс (предвозрождение) (XIII – начало XV в.)

Раннее Возрождение 1420-1500г.г. Высокое Возрождение 1490- XVI в. Позднее Возрождение – вторая половина XVI в.

Особенности этого времени:

- обмирщение сознания человека (он уже не думает только о божественном, его мысли о земной, мирской жизни);

- человек сильный, прекрасный деятельный, умеет ценить время;

- Высоко ценится образованность

Сторонники не божественного, церковного, а светского, человеческого взгляда на окружающий мир называли себя гуманистами. Гуманисты начали рассматривать человека иначе, приподняли роль его самого, и роль его ума, творческих способностей.

Художники воплотили самые светлые и возвышенные представления ренессансного гуманизма о человеке, его исключительном месте в окружающем мире.

Герои живописных и скульптурных произведений - возвышенные, свободные и могучие. Такие произведения создавали художники нового типа — активные творческие личности, свободные от прежних цеховых ограничений, сознающие свое высокое предназначение; люди больших знаний, владеющие ценностями культуры своего времени. Среди художников чинквиченто выделяются три разносторонних мыслителя и художника — Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело, которых еще современники назвали божественными. Они стали олицетворением главных ценностей итальянского Возрождения: интеллекта, гармонии и мощи. Все трос были великими живописцами, работали как в сфере монументальной живописи (фрески), так и в станковой. Три гениальных мастера отражают разные стороны европейской культуры: Леонардо —прорыв в неведомое, жажду познания мира, проникновение в тайны природы; Рафаэль — постижение тончайших движений человеческой души; Микеланджело — героику, трагедийность и величественность.

Леонардо да Винчи является самой необыкновенной фигурой в истории мировой художественной культуры. Он обладал разносторонними способностями и дарованиями. Одновременно он был художником, скульптором, архитектором, математиком, физиком, астрономом, анатомом и инженером. Он - великий живописец, для которого его искусство не было главным делом жизни. До нас дошло около 15 достоверно принадлежащих ему картин. Его важнейшими творениями стали фреска «Тайная вечеря» в одном из миланских монастырей, а также всемирно известный портрет молодой флорентинки Моны Лизы. В «Тайной вечере» Леонардо дает новое, отличное от традиционного, решение библейской темы: он впервые изображает психологический конфликт, открытое проявление сильных чувств, сам процесс драматического события. Христос сказал апостолам: «Один из вас предаст меня». Художники кватроченто обычно представляли апостолов сидящими в этот момент изолированно друг от друга, в статичных и однообразных позах, а Иуду выделяли, помещая отдельно за противоположной стороной стола. У Леонардо апостолы после слов Христа приходят в сильное волнение, которое выражается в движениях и позах, жестах рук и мимике. Самым знаменитым произведением Леонардо да Винчи и, пожалуй, всей мировой живописи является портрет Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо дель Джокондо. С этим портретом, также известным под названием «Джоконда», связано множество легенд, научных гипотез, исследований. При внешней неподвижности модели передана жизнь души, неуловимо меняющиеся оттенки мыслей, чувств, настроений.

Рафаэль Санти Его художественные произведения гармоничны и ясны, человек в них совершенен, а мир находится в равновесии. Излюбленным для художника был образ мадонны, в котором он смог с наибольшей полнотой раскрыть свои представления о благородстве и совершенстве человека, о гармонии внешней и внутренней красоты. сикстинская мадонна, «Мадонна со щеглом», «Мадонна прекрасная садовница», «Мадонна в кресле», «Афинская школа», «Мадонна с рыбой». Наиболее прославленным творением Рафаэля и одним из самых известных произведений мировой живописи является его «Сикстинская Мадонна» — картина, написанная для церкви св. Сикста одного из итальянских монастырей. Традиционная композиция явления Богоматери представлена художником в виде юной мадонны, легко ступающей босыми ногами по облакам и несущей людям своего сына — Христа. Одухотворенное лицо Мадонны выражает и бесконечную любовь, и предвидение трагической судьбы сына, осознание ее неизбежности и скорбную готовность принести его в жертву ради людей. Глубокую религиозность художник соединил с высокой человечностью, создав самое великое и прекрасное воплощение темы материнства.

Микеланджело Буанаротти. Превыше всех искусств Микеланджело ставил скульптуру и хотел быть только скульптором. Но он стал еще и живописцем, и архитектором. Он первым в истории скульптуры соединил идеал телесной красоты с духовной идеей - статуя Давида. изобразил героя перед свершением подвига. Самым выдающимся и грандиозным произведением мастера стала роспись потолка и стены Сикстинской капеллы Ватиканского дворца (общая площадь фрески свыше 600 кв. м). На плафоне капеллы он изобразил ветхозаветные сюжеты — от Сотворения мира до Потопа. По бокам их продолжением стали сюжеты «Давид и Голиаф», «Юдифь и Олофсрн», «Казнь Амана» и «Медный змей». Его Бог — вдохновенный творец, в мощном порыве создающий вселенную и человека; первые люди могучи и прекрасны телом и духом, пророки и сивиллы отважны в своем прозрении будущего, каким бы грозным оно им ни представлялось.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: