К настоящему времени в школьной практике проверки знаний учащихся
сложились две основные формы контроля: устный опрос и письменная работа.
Каждая из них, имея определенные положительные стороны, обладает и целым
рядом существенных недостатков. Так, устный опрос является выборочной
формой контроля знаний отдельных учащихся, отнимающей значительный объем драгоценного времени от урока. Письменная работа чрезвычайно трудоемка и неоперативна. Зачастую преподаватель, не успев справиться с проверкой работ
учащихся, начинает следующий урок без информации о том, какие разделы
предыдущего материала не были усвоены учениками в достаточной степени. К
тому же оба этих метода не избавлены от негативных проявлений, связанных с
необъективной оценкой знаний.
Свободной от этих недостатков является форма контроля в виде
тестовых заданий. Она может с успехом применяться для текущей проверки
знаний. Тогда, оперативно проверив работы, преподаватель сможет
своевременно откорректировать изложение материала следующего урока, уделив
|
|
больше внимания слабо усвоенным разделам. Отсутствие трудоемкой проверки
письменных работ позволяет достаточно часто проводить контрольные
мероприятия, создавая у учащихся ощущение тотального контроля знаний.
Система тестовых заданий имеет и еще одно достоинство, так как позволяет
избавиться от психологических проблем, связанных с проецируемой на ученика
истинной или мнимой[4;228].
Педагогический опыт показал, что в сочетании с другими видами
проверки, использование тестовых заданий является весьма эффективным
инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и
повышающим мотивацию к изучаемому предмету. Устные же формы контроля
наиболее целесообразно применять при проведении зачетов, коллоквиумов и
экзаменов. При этом важно отметить, что отсутствие оценки ответа ученика на
вопрос, заданный во время урока, снимает психологическое давление боязни
неверного ответа и позволяет проводить обсуждение вопроса в творческой
атмосфере. Среди различных видов письменного контроля в старшей школе
хорошо зарекомендовали себя такие формы, как большое домашнее задание по
целому разделу (БДЗ), подготовка рефератов и докладов по отдельным темам.
Успешное и эффективное применение методов тестирования целиком
зависит от двух основных факторов.
Во-первых — это отсутствие доступапосторонних к данным, содержащим информацию о правильных ответах. Но нельзязабывать о том, что инициативные группы учащихся могут восстановить таблицуправильных ответов к предложенным вариантам тестовых заданий, и обменятьсяполученными данными с учениками других классов. Поэтому не рекомендуетсяиспользовать одни и те же варианты тестов в различных классах.
|
|
Во-вторых, это качество тестовых заданий. К сожалению, некоторые
преподаватели считают, что если придумать вопрос и пять ответов к нему, то
тест готов. Подобный подход, а также отсутствие учета целого ряда
особенностей при составлении тестовых заданий приводят к ошибкам. При этом
достоверность информации по успеваемости, полученной на основании этих
тестов, значительно снижается. Встречаются варианты, которые наряду с
ошибками в фактическом материале содержат неоднозначное толкование вопросов
и предлагаемых ответов, повторяющиеся или однотипные вопросы, некорректные
формулировки. Очень часто очевидность приводимых неверных ответов столь
явственна, что тестируемому не составляет труда угадать правильный ответ
методом исключения неверных вариантов[5;145].
Необходимость расширения интенсивных форм проверки подтверждается
также многолетними наблюдениями и опросами учащихся, позволяющими сделать
вывод о том, что регулярность и основательность их подготовки к каждому
занятию находятся в прямой зависимости от наличия и глубины проводимых
контрольных мероприятий. Очевидно, что в подобных случаях интенсивный и
всеохватывающий контроль является мощным инструментом, помогающим учащимся в освоении изучаемых дисциплин.