Формулирование выводов, самооценка учебной деятельности

Запишите выводы о проделанной работе в отчет. Осуществите самооценку Вашей учебной деятельности в процессе занятия.

 

Приложение к лабораторной работе №1.

 

«Технология предупреждения школьной неуспеваемости»

У каждого ребенка есть свои сильные стороны,

свои положительные качества, на которых чуткий взрослый

должен помочь ему выстроить прочный фундамент позитивной самооценки.

Р. Бернс

 

Вопросы

1. Неуспеваемость учащихся как педагогическая проблема. Причины отставания и неуспеваемости детей в школе.

2. Методы предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости.

3. Готовность учителя к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности.

4. Функциональные обязанности и личностные качества педагогических работников, занимающихся коррекционно-педагогической деятельностью

Рекомендуемая литература

1. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. - С. 212-217; 239-252.

2. Кашлев, С. С. Педагогика: теория и практика педагогического процесса: учеб. пособие. В 3 ч. / С. С. Кашлев. - Минск: Зорны верасень, 2005. - Ч. 1. - С. 24-40.

3. Локалова, Н. П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, сихопрофилактика: учеб. пособие / Н. П. Локалова. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.

4. Мурачковский, Н. И. Как предупредить неуспеваемость школьников / Н. И. Мурачковский. - Минск: Народная асвета, 1977. - 80 с.

5. Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике / И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2006. - С. 236-274.

6. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина [и др.]; под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. - С. 21-30; 189-215.

7. Хитрюк, В. В. Введение в коррекционную педагогику: курс лекций / В. В. Хитрюк. - Минск: Жасскон, 2006. - С. 74-82.

 

1. Неуспеваемость учащихся как педагогическая проблема. Причины отставания и неуспеваемости детей в школе

Предупреждение и преодоление неуспеваемости относится к «вечным» школьным проблемам, так как в каждом классе есть дети, недостаточно качественно усваивающие образовательные программы. Под неуспеваемостью понимают итоговую (комплексную) неподготовленность учащихся по одному или нескольким предметам, которая диагностируется по завершении более или менее длительного законченного отрезка времени (учебная четверть, полугодие, учебный год). О неуспеваемости говорят в том случае, если школьник за отведенное время не овладевает знаниями, предусмотренными учебной программой, даже на удовлетворительном уровне. Отставание в учении может рассматриваться как первая, в большинстве случаев обратимая стадия неуспеваемости. Отставание в учении — это невыполнение учеником требований учебной программы, которое имеетместо на одном из промежуточных этапов обучения внутри временного отрезка, отведенного для определения успеваемости. Неуспеваемость — итог процесса отставания. Существуют разные подходы к классификации причин неуспеваемости, которые, так или иначе, отражают психологический, медицинский, дидактический и методический аспекты этой проблемы (Н. А. Менчинская, Н. И. Мурачковский, И. П. Подласый и другие). Назовем категории детей, которые чаще всего становятся отстающими в учении, неуспевающими, являются, образно говоря, «группой риска».

«группа риска» отставания в учении, неуспеваемости:

1.Дети с особенностями психофизического развития, прежде всего с задержкой психического развития (нарушением нормального темпа психического развития). Дети с ЗПР характеризуются педагогами как «дети с трудностями в обучении». Причинами неуспеваемости таких детей в массовой школе является незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой утомляемости, нарушений работоспособности и т. п. Детям с ЗПР свойственны: медленное восприятие и переработка информации, потребность в наглядно-практической опоре для более полного ее восприятия; недоразвитость словесно-логического мышления; объем и темп работы ниже, чем в норме; затруднение в организации целенаправленной учебной деятельности вследствие непонимания ее целей и мотивов; неустойчивое внимание, большая отвлекаемость, несамостоятельность, трудности в выполнении школьных требований и другие особенности (А. Д. Гонеев). Ученик с ЗПР осознает свою несостоятельность как ученика. Это вызывает чувство страха перед наказанием, неуверенность в себе и стремление уйти в более доступную деятельность (игру). В силу указанных особенностей дети с ЗПР не могут обучаться по программам массовой школы.

2.Социально и педагогически запущенные дети, которые в силу неправильного семейного воспитания или его отсутствия, неблагоприятных микросоциальных условий оказываются недостаточно подготовленными для обучения в школе.

3.Ослабленные или функционально несозревшие для школьного обучения дети: с хроническими заболеваниями, неразвитым произвольным вниманием, несформированной на надлежащем уровне волей, недостаточно развитой учебной мотивацией и т. п.

4.Дети с незначительными отклонениями в различных функциональных системах, которые, сочетаясь между собой, приводят к чрезмерной возбудимости, агрессивности, двигательному беспокойству, гиперактивности. Нарушения поведения сочетаются нередко с трудностями в овладении письмом, чтением, счетом и т. п.

5.Дети, в структуре личности которых возникли негативные психические процессы (угнетенное состояние, фрустрация, страх), вызванные непрофессиональными педагогическими действиями учителей и родителей и отрицательно сказывающиеся на учебной деятельности и межличностных отношениях детей.

6.Дети с относительной неуспеваемостью, при которой происходит отставание реального уровня знаний от фактических способностей учащихся, вызванное, как правило, заниженными требованиями к ним.

7.Нестандартные дети (развитие детей либо опережает, либо отстает от нормы; одаренные, талантливые, тугодумы и другие).

В основу психологической характеристики неуспевающих школьников исследователи (Н. А. Менчинская, З. И. Калмыкова и другие) положили понятие обучаемости. Обучаемость — восприимчивость, способность ученика к усвоению знаний и способов учебной деятельности, решению теоретических и практических задач, в основе которой лежат особенности его мыслительной деятельности и других познавательных процессов.

Различают общую (проявляется при обучении всем учебным предметам) и специальную (обнаруживается при изучении отдельных предметов) обучаемость. Было установлено, что в основе обучаемости школьника лежат особенности его мышления, а не память и внимание, как обычно полагают учителя. Ученые составили «психологический» портрет слабоуспевающего ученика. Психологические особенности слабоуспевающего ученика.

- Развитие словесно-логического мышления значительно отстает от наглядно-действенного.

- Не умеет делать дедуктивные умозаключения, проводить сопоставительный анализ.

- Не умеет произвольно управлять вниманием, прилагать усилия к его концентрации.

- Слабая самоорганизация.

- Не понимает формулировок правил; формальное знание правил не приводит к правильному решению задачи.

- Не умеет производить обобщение на основе нескольких существенных признаков.

Если не принимать меры по эффективной коррекции отставания в учении, то ученик с низкой обучаемостью все более будет отставать от одноклассников. Постепенно вырабатывается определенное отношение к нему со стороны ученического коллектива, складывается стереотипное мнение о нем учителей. У самого ученика формируется заниженная самооценка своих учебных возможностей, исчезает мотив достижения успеха, он привыкает к низким отметкам. Низкую обучаемость психологи объясняют отклонениями, лежащими в пределах нормы, или временными задержками психического развития. Психологи (Н. А. Менчинская, Н. И. Мурачковский и другие) выделяют три типа неуспевающих (см. схему).

 

типы неуспевающих школьников

 

 

 


В педагогике (Ю. К. Бабанский, В. С. Цетлин и другие) выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние. Говорят также (И. П. Подласый и другие) о причинах органического и неорганического, школьного и внешкольного происхождения (см. таблицы 57, 58, с. 169).

Нередко учителя объясняют основную причину неуспеваемости недостатком воли, отсутствием усердия, прилежания или других нравственных качеств учащихся. Отсюда стремление учителей к таким средствам «профилактики» и «педагогической помощи», как вызов родителей, порицание и другие формы дисциплинарного давления на ученика. Эти средства, как правило, не только малоэффективны, но и вредны, поскольку не устраняют реальных причин неуспеваемости. Между тем в основе неуспеваемости школьников лежит комплекс разнообразных причин, при этом «на первоначальную причину неуспеваемости наслаиваются новые, вторичные причины как следствие отставания в учебе» [3, с. 190]. Анализ причин и типология неуспеваемости открывают возможности ее предупреждения и преодоления.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: