double arrow

Формат реализации внеурочной деятельности

Все формы внеурочной деятельности ориентированы на использование технологии «проектная деятельность», поисковые и научные исследования, подведение итогов при завершении разделов рабочей или надпредметной программ в форме круглых столов, конференций, диспутов, заседаний научных обществ, олимпиад, соревнований, общественно-полезной практики (приложение 4).

Руководители могут организовать занятие кружка (секции, клуба и т.д.) блоками-интенсивами (сборы, слеты, соревнования, «погружении», фестивали, походы, экспедиции) (приложение 1). Реализовывать часы, отведенные на внеурочную деятельность можно в каникулярное время в рамках деятельности лагерных смен.

Внеурочная деятельность может использоваться для закрепления и практического применения отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.

2. Модель внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность осуществляется через базовую модель с использованием элементов оптимизационной модели и модели, осуществляемая классным руководителем, т.е. является смешанной (приложение 2):

учебный план, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, школьные научные общества, учебные научную исследования и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

дополнительные образовательные программы (внутришкольная система дополнительного образования);

образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого, преподавателя-организатора ОБЖ и др.) в соответствии с должностными обязанностями квалифицированных характеристик должностей работников образования;

инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Модель предполагает оптимизацию всех внутренних ресурсов, в ее реализации принимают участие все педагогические работники.

Координирующую роль в отношении учеников конкретного класса выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом;

организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Элементы инновационно-образовательной модели опираются на деятельность инновационной муниципальной инновационной площадки по теме: «Создание научной среды в образовательном учреждении», реализацию статуса «пилотного» общеобразовательного учреждения в связи с внедрением ФГОС в основной общеобразовательной школе, опорного образовательного учреждения по апробации ФГОС основного общего образования: «Мониторинг оценивания сформированности универсальных учебных действий на ступени основного общего образования в МБОУ СОШ № 50», опорного образовательного учреждения по организации работы директоров и заместителей директора по теме: «Эффективная работа руководителя образовательного учреждения, отвечающая современным требованиям менеджмента в образовании, как организатора и координатора профессиональных, муниципальных, всероссийских конкурсов в педколлективе», опорного образовательного учреждения по организации профориентационной работы по теме: «Психолого-педагогические условия формирования у учащихся индивидуальной траектории профессионализации».

В рамках используемых элементов инновационно-образовательной модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности, предполагается тесное взаимодействие с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.

При организации внеурочной деятельности соблюдаются следующие принципы:

1. Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого выявляются запросы родителей и обучающихся, соотносятся запросы с кадровым ресурсом, особенностями программы развития.

2. Принцип преемственности заключается в выборе обязательного направления деятельности, которое продолжится в основной школе. Проектная деятельность в виде клуба или научного общества в основной школе.

3. Принцип разнообразия направлений и форм внеурочной деятельности предполагает реализацию на каждой ступени всех пяти направлений развития личности.

4. Принцип учета социокультурных особенностей школы, программы развития. Школа является социокультурным центром, реализует модель адаптивной школы.

5. Принцип учета региональных особенностей для организации внеурочной деятельности. В План внеурочной деятельности включены курсы, отражающие специфику Краснодарского края: многонациональный и многоконфессиональный характер населения, сельскохозяйственный потенциал края, «казачья» составляющая образования на Кубани, развитие курортной и туристической сфер, физической культуры и спорта, комфортные климатические условия.

6. Принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. Руководителем кружка может являться специалист системы дополнительного образования или учреждений культуры и спорта (приложение 2).

7. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности реализуется во время каникул, выходных дней. Информация о времени проведения тех или иных занятий содержится в программе курса внеурочной деятельности.

8. Принцип учета УМК, использованного в образовательном процессе.

Модель внеурочной деятельности учитывает перспективу перехода всей школы на ФГОС, что позволит ее реализацию в группах, объединяющих учащихся всей ступени.

Внеурочная деятельность учитывает минимальное количество времени участия каждого школьника. Время, отведенное на внеурочную деятельность, используется по желанию учащегося и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Условия реализации модели внеурочной деятельности:

- содержание рабочих программ, входящих в модель внеурочной деятельности, должно соответствовать возрастным возможностям школьников;

- внеурочная деятельность обеспечивает удовлетворение потребностей школьников в содержательном досуге, в самоуправлении и общественно-полезной деятельности, их участие в работе детских общественных объединений и организаций;

- название и программное содержание внеурочных форм соответствуют направлению воспитательной деятельности;

- объем аудиторной работы с младшими школьниками доведен до минимума;

- планируемые воспитательные результаты достаточно конкретизированы, соответствуют содержанию рабочих программ и дифференцированы по уровням их достижения;

- структура рабочих программ внеурочной деятельности соответствует общим правилам разработки программ внеурочной деятельности (методический конструктор внеурочной деятельности школьников);

- прослеживается содержательное отличие внеурочных занятий в зависимости от организационной формы, т.к. иногда темы и содержание кружковой, клубной, студийной работы и т.д. идентичны;

- предлагаемые формы контроля результатов не должны являться формами контроля учебных достижений, предпочтительно учитывать спортивные и творческие успехи учащихся, уровень их социальной активности;

- в рабочих программах указываются способы диагностики развития личности воспитанника, уровня развития детского коллектива как важнейшего условия развития личности ученика;

- разработан определенный режим и расписание проводимых занятий;

- помимо учебных кабинетов для внеурочной деятельности активно используются игровые уголки, спортзал, компьютерные классы, актовый зал, библиотечно-информационный центр, музей, помещения дополнительного образования.

Для реализации внеурочной деятельности программы курсов предполагают как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовать занятия крупными блоками «интенсивами». Возможно часть часов внеурочной деятельности использовать в период каникул для организации тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе школы и/или учреждений дополнительного образования детей, педагогическими кадрами школ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: