Компьютерное средство обучения (КСО) - это программное средство (программный комплекс) или программно-технический комплекс, предназначенный для решения определённых педагогических задач, имеющий предметное содержание и ориентированный на взаимодействие с обучаемым.
К компьютерным средствам обучения (КСО) относятся компьютерные (то есть реализуемые в той или иной компьютерной среде) учебники и задачники, тренажёры, лабораторные практикумы, справочники, энциклопедии, тестирующие, контролирующие и обучающие программы и некоторые другие педагогические программные продукты.
Назовём основные преимущества КСО:
- создание условий для самостоятельной проработки учебного материала (самообразования), позволяющих обучаемому выбирать удобные для него место и время работы с КСО, а также темп учебного процесса;
- более глубокая индивидуализация обучения и обеспечение условий для его вариативности (особенно в адаптивных КСО, способных настраиваться на текущий уровень подготовки обучаемого и области его интересов);
|
|
- возможность работы с моделями изучаемых объектов и процессов (в том числе тех, с которыми сложно познакомиться на практике);
- возможность представления и взаимодействия с виртуальными трёхмерными образами изучаемых объектов;
- возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, видеофрагментов, звукозаписей и др.);
- возможность автоматизированного контроля и более объективное оценивание знаний и умений;
- возможность автоматической генерации большого числа неповторяющихся заданий для контроля знаний и умений;
- возможности поиска информации в КСО и более удобного доступа к ней (гипертекст, гипермедиа, закладки, автоматизированные указатели, поиск по ключевым словам, полнотекстовый поиск и др.).
К отрицательным сторонам КСО относятся:
- необходимость иметь компьютер (в ряде случаев с выходом в Интернет) и соответствующее программное обеспечение работы с КСО;
- необходимость обладать навыками работы на компьютере;
- сложность восприятия больших объёмов материала с экрана дисплея;
- недостаточная интерактивность КСО (существенно большая по сравнению с книгой, но меньшая, чем при очном обучении);
- отсутствие непосредственного и регулярного контроля над ходом выполнения учебного плана.