Тип: Повторительно-обобщающий урок

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

ПО ПРЕДМЕТУ «Методика преподавания русского языка»

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050709 «Преподавание в начальной школе»

Группы

1. Урок русского языка в современной начальной школе. Типы и структура уроков.

 

Структура урока – совокупность элементов урока обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик урока при различных вариантах.

 

Типы.

 

Наиболее распространенную и используемую на практике классификацию ввёл Б. П. Есипов и выделил следующие типы уроков:

 

1.Изучение нового материала.

2.Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

3.Урок обобщения и систематизации знаний.

4.Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

5.Комбинированный или смешанный урок.

Тип: Изучение нового материала.

Цель урока: формирование учебных умений по построению нового понятия(выведению правила), оформлению нового знания.

 

Структура урока:

 

1) Орг.момент -цель: мотивация к действиям на уроке

2) Проверка домашнего задания - цель: проверить усвоение предыдущих знаний и умений

3) Подготовка к изучению новой темы - цель: создать мотив к учебному исследованию

4) Наблюдение над фактами языка - цель: при помощи сравнения и сопоставления языковых фактов выделять существенные признаки понятия

5) Обобщение структурных и семантических признаков понятия/ правила – цель: научить обобщать, делать выводы

6) Применение понятия/правила на новом языковом материале - цель: закрепить понимание нового понятия/правила

7) Итог урока - цель: сформулировать новое знание: ЧТО - лингвистическое содержание - и КАК – способ действия

Тип: Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

Цель урока: тренировать алгоритм учебных действий с новым понятием.

 

Структура урока:

 

1) Орг. Момент – цель: мотивация к учебным действиям

2) Подготовка к применению понятия/правила – цель: проверить степень усвоения нового материала

3) Включение нового понятия в систему ранее изученных – цель: определить роль и значение понятия в системе языковых единиц

4) Анализ текста – цель: выяснить функцию понятия/правила в устной и письменной речи

5) Итог урока – цель: закрепить алгоритм языкового разбора

6) Задание на дом – цель: дать установку на тренировку определенных умений

 

тип: Повторительно-обобщающий урок.

Цель урока: систематизировать полученные знания и умения по теме.

 

Структура урока:

 

1) Орг. Момент – цель: поставить цель на урок самостоятельно

2) Подготовка к обобщению изученных правил и применения алгоритма – цель: повторить определении понятия и алгоритм его выведения

3) Выявление всех изученных понятий и правил по этой теме – цель: выяснить родо-видовые отношения понятий изучаемой темы

4) Обобщение знаний о понятии/правиле – цель: определить его классификационные основания

5) Самостоятельная работа – цель: проверить сформированность знаний и умений по теме

6) Итог урока – цель: формировать умение обобщать и оформлять определение

7) Задание на дом – цель: тренировать письменный навык употребления изученного понятия

 

 

2. Методы и приёмы обучения грамоте. Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте.

 

Ведущие методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, самостоятельное изучение, наглядность и др.

В современной школе принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Под методом обучения в методической науке понимаются способы обучения и в связи с этим способы работы учащихся, при помощи которых достигается усвоение знаний родного языка и приобретение необходимых навыков в практике речи, а приемом считается такое варьирование действий учителя, а в связи с этим и действий учащихся, которое ведет к более рациональному использованию метода работы учителя, избранного им для реализации конкретного содержания отрезка программного материала по русскому языку.

В современной нач.школе используют аналитико-синтетический метод обучения грамоте, реализуемый следующими приемами: звуковой анализ слова, слого-звуковой анализ слова, звуко-буквенный анализ, звуковой синтез, слоговой синтез. О звуковом анализе говорил К.Д.Ушинский.

 

 

3. Сущность грамматических понятий и процесс их формирования у младших школьников.

 

Понятие – это форма мышления, на ряду с суждениями и умозаключениями, которая отражает существенные признаки предметов и явлений окружающего мира в их взаимосвязи.

Грамматические понятия обобщают существенные признаки слов, словосочетаний, предложений, морфем, т.е. единиц языка.

Поскольку слово это уже абстракция, обобщение, то грамматическое понятие является вторым этажом абстракции (абстракция абстрактного)

Для владения грамматического понятия учащиеся должны уметь отделять грамматическое значение слова от лексического.

Сущность грамматических понятий их абстрактный отвлеченный характер обуславливает трудности их усвоения детьми.

При определении методики работы над понятием исходим прежде всего из лингвистической сущности самих понятий. В соответствии с ней подбирается языковой материал, который позволяет выделить сущ. и не сущ. признаки понятий.

Формирование грамматического понятия складывается из след. этапов:

1)анализ языкового материала

2)обобщение признаков и установление связи между признаками понятия, введение термина

3)осознание формулировки понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними

4) конкретизация грамматического понятия на новом языковом материале.

 

4. Задачи и содержание работы над морфемным составом слова. Система изучения морфемного состава слова.

 

1.изучение морф.сост.слова открывает больше возможности для обогащения и уточнения словаря учащиеся, развитие речи. Это обусловлено тем, что лексическое значение мотивированных слов зависит от морфемного состава. Задача учителя состоит в том, чтобы раскрыть учащимся зависимости лексического значения слова от его морфемного состава и научить пользоваться морфемным анализом в целях раскрытия лексического значения слова.

2. работа над морфемным составом слова важна для формирования умения точно употреблять слова в речи, поэтому необходимо широкое использование текстов и наблюдение над употреблением слов с различными приставками и суфф.

3.работа над морфемным составом слова позволяет увидеть такую закономерность языка, как пополнение словарного состава. Т.к. чаще всего новые слова появляются в языке путем образования от тех слов, которые уже имеются в языке. Поэтому важно показать детям слова, которые давно существовали в языке и те, что появились недавно. Анализируя мотивированные слова необходимо показать,КАК образовалось слово, КАКОЕ слово является производным, КАКОЕ производящим.

4. изучение мсс позволяет обогощать знания детей об окр.мире. установление семантико-структурной соответственности слов, опирается на понимание связей между предметами и явлениями.

5.работа над мсс важна для развития абстрактного мышления, поскольку формируется умение выделять то общее, что присуще однокоренным словам.

6.изучение мсс создает грамматическую основу для формировния навыка правописания прист,корня,суфф.,окончания.

 

 

5. Структура урока чтения в начальной школе. Подготовительная работа на уроках чтения.

 

1).Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

2).Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.

3) изложение нового материала с привлечением учащихся.

4).Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.

5).Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

6).Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.

 

6. Понимание природы орфографического навыка психологами и методистами. Условия формирования орфографического навыка. Процесс формирования орфографических умений.

7. Виды орфографических упражнений и методика их проведения. Методика работы над орфографическим правилом.

8. Словарно – лексическая работа на уроках чтения и русского языка в начальной школе, её значение.

9. Анализ художественного произведения на уроках чтения. Методика работы над эпическими произведениями (художественный рассказ, сказка, басня).

10. Задачи и этапы изучения фонетики и графики. Методика проведения фонетических упражнений и звукобуквенного анализа (II-IV классы).

11. Особенности организации контроля по русскому языку. Требования к проведению контрольного диктанта в начальной школе. Работа над ошибками, её значение.

 

Контроль за уровнем достижений учащихся по родному языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление

Требования к проведению контрольного диктанта в начальной школе.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения. В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: