Открытая экономика: сущность, показатели, факторы, влияющие на степень открытости экономики

ОЭ - все субъекты эконом. отношений могут без ограничений совершать операции на межд. рынке товаров, услуг, капиталов и прочих факторов производства. Наблюдается свобода внешнеторговых сделок, устанавливается свободный валютный курс. ОЭ исключает гос. монополию в сфере внешней торговли и требует активного использования различных форм совместного предпринимательства. В качестве показателей, использ. для измерения степени открытости экономики применяются: 1. Показатели, харак-щие активность страны в мировой торговле: коэф. внутриотраслевой межд. специализации: КВМС = 100▪ (эксп – имп)/(эксп+имп). Экспортная квота - хар. значимость экспорта для экономики в целом и отдельных отраслей: ЭК = стоимость эксп/стоим ВВП ▪100%. Импортная квота –хар. значимость импорта для народного хозяйства и отдельных отраслей: ИК= стоим имп/стоим ВВП ▪100%. Внешнеторговая квота - соотношение совокупной стоимости экспорта и импорта, деленной пополам, к стоимости ВВП в процентах. Структура экспорта соотношение или удельные веса экспортируемых товаров по видам и степени их переработки. Структура импорта, особенно соотношение объемов ввозимых в страну сырья и готовой конечной продукции. 2. Показатели вывоза капитала: Объем зарубежных инвестиций (активов) данной страны и его соотношение с национальным богатством страны. Соотношение объема прямых зарубежных инвестиций данной страны за рубежом с объемом прямых иностранных инвестиций на ее территории. Объем внешнего долга страны и его соотношение с ВВП (ВНП) данной страны.

 

Современный мировой рынок (товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов, технологий). Конъюнктура мирового рынка.

Мировой рынок - сфера устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, основанных на МРТ; - сфера обмена между нац. хозяйствами. Причины появления МР: ограниченность ресурсов и факторов производства;появление мировой инфраструктуры;углубление и расширение МРТ. Выделяют национальный, региональный и международный мировой рынок. Структура МР: МР товаров (предметов потребления,продовольствия,сырья); МР услуг (транспорт, туризм, связь, строительство и др.), МР капитала (междунар движ. капитала), МР рабочей силы ( перемещение трудовых ресурсов из одной страны в другую), МР технологий (система эконом. отношений в сфере обмена научно-технич. знаниями). Конъюнктура МР – сов-сть условий, факторов, показателей, хар-щих состояние мировой экономики в определенный период времени; степень сбалансированности спроса и предложения, состояние мировых цен; условия продажи на мировых товарных рынках. Виды: 1)Общехозяйственная – состояние мирового хозяйства или экономики какой-либо одной страны в конкретный период времени; 2)Конъюнктура товарного рынка - текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта отдельных товаров. Бывает: низкая, высокая, понижательная, повышательная, среднесрочная, долгосрочная.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: