Царская семья – малая Церковь

Император Николай II в Русской Православной Церкви прославлен вместе с семьёй как православные страстотерпцы. К сонму святых новомучеников вместе Царём были причислены и убиенные с ним Царица Александра Феодоровна и их дети – царевны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия и царевич Алексий. Эти венцы мучеников-страстотерпцев явились вершиной их духовного подвига христианской жизни по слову и воли Бога. Царственные мученики всей своей жизнью являют нам образец христианской семьи как «домашней церкви».

Цесаревич Николай Александрович Романов познакомился со своей будущей супругой принцессой Алисой Викторией Еленой Луизой Беатрисой, дочерью Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига и принцессы Алисы, внучкой Английской королевы Виктории в 1884 г. Её сестра, принцесса Элла, вступала в брак с Великим русским князем Сергием Александровичем Романовым, дядей Цесаревича. Как чувство интереса, взаимного уважения и благорасположения вырастало в любовь, останется тайной этих двух душ. Браки, как известно, заключаются на небесах. Но мы имеем некоторые свидетельства, как возрастала и мужала их любовь, ставшая надёжной основой их семейного союза.

Когда в 1889 г. Наследник обратился к отцу за благословением на брак с принцессой Алисой, Царь Александр III отказал в его просьбе со словами: «Ты очень молод, для женитьбы есть ещё время и, кроме того, запомни следующее: ты – наследник Российского престола, ты обручён России, а жену мы ещё успеем найти». Мать Цесаревича, Мария Феодоровна, также не была расположена к Гессенской принцессе, скромной, избегающей светской суеты. Ответ на вопрос, почему же красавица принцесса не представлялась Императрице- матери достойной супругой Наследника Престола, мы находим в дневниковых записях Алисы: «Я не могу блистать в обществе, я не обладаю ни легкостью, ни остроумием, столь необходимым в высшем свете. Я люблю духовное содержание жизни, и это притягивает меня с особой силой» [23].

Николай Александрович покорился воли родителей по слову Божьему: «Чти отца твоего и мать твою». За десять лет со дня знакомства Цесаревич Николай Александрович и Гессенская принцесса Алиса встречались лишь два раза. Престолонаследник проявил смирение и выдержку, которые позже не раз являл за годы своего царского правления в критических и очень опасных для него и для страны ситуациях, объясняя: «Если вы видите меня столь спокойным, то это потому, что я имею непоколебимую веру в то, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи в руках Господа. Что бы ни случилось, я склонюсь перед Его волей».

Вера в благую волю Бога давала Николаю Александровичу надежду и силы бороться за свою любовь. Он писал: «Спаситель наш сказал: «Всё, что ты просишь у Бога, даст тебе Бог». Слова эти бесконечно мне дороги, потому что в течение пяти лет я молился ими, повторяя их каждую ночь, умоляя Его облегчить Аликс переход в Православную веру и дать её мне в жёны». Из этой записи мы видим, что серьёзным внутренним препятствием для исполнения желания молодых людей, для их семейного счастья было инославие принцессы Алисы, выросшей в протестантской семье, а именно «духовное содержание жизни» было для неё главным интересом и смыслом бытия. Глубоко верующий Цесаревич Николай писал своей избраннице принцессе Алисе: «Когда Вы узнаете, как прекрасна, благодатна и смиренна наша Православная религия, как великолепны наши храмы и монастыри, как торжественны и величавы наши богослужения, - Вы их полюбите, и ничто не будет нас разделять».

Любовь к Николаю Александровичу и искренняя христианская вера, подкреплённая многочисленными делами милосердия принцессы Алисы, в которых она участвовала вместе с благочестивыми родителями, молитвенное обращение за Божьей помощью помогли ей сделать шаг по духовной лестнице к высоте и чистоте Православия и к своему семейному счастью. Очень многое говорит нам о путях приближения к Богу-Истине строки из письма Аликс после объявления о помолвке: «Я знаю, что полюблю Твою религию. Помоги мне быть хорошей христианкой, помоги мне, любовь моя, научи меня быть похожей на Тебя» [23].

Молодые люди получили благословение Царя Александра III на брак. Бабушка Алисы, королева Великобритании Виктория, у которой были свои «английские» планы на брак любимой внучки, познакомившись с Цесаревичем, сказала: «Ники мне нравится, но тебя ждёт в России трагическое будущее» [23].

Присоединенная к Православной Церкви прославленным ныне в чине святых праведников отцом Иоанном Кронштадтским Алиса с именем святой Александры смогла искренно сказать жениху: «Твоя страна будет моей страной, твой народ – моим народом, твой Бог – моим Богом». Бракосочетание состоялось в ноябре 1894 г. Оно было скромным, поскольку осенью после тяжёлой болезни скончался император Александр III. Николай Александрович вступил на Царский престол.

Для несения многообразных и ответственных обязанностей «Хозяина Земли Русской» мир и покой в семье Царя имел особое значение. Полное взаимопонимание, чуткое, заботливое отношение ко всем членам семьи, простота и скромность во взаимных отношениях и в общении с окружающими, трудолюбие, тактичность – всё это из опыта жизни своих семей Николай Александрович и Александра Феодоровна принесли в свою царственную семью, скрепив эти христианские ценности главной ценностью – любовью. В искренней любви и вере они воспитывали своих детей. «Наша любовь и наша жизнь – это одно целое, мы настолько соединены, что нельзя сомневаться и в любви, и в верности – ничто не может разъединить нас или уменьшить нашу любовь», - писала мужу Александра Феодоровна, а Николай Александрович в день двадцатилетия свадьбы в дневнике записал: «Редким семейным счастьем Господь благословил нас; лишь бы в течение оставшейся жизни оказаться достойным столь великой Его милости».

Их духовный семейный союз, чистота супружества и высота целомудрия питались глубокой православной верой. Духовное чтение, молитвы, участие в богослужениях, посещение святых мест было органической частью их жизни и основой их семейного счастья. Жизнь Царской семьи – это жизнь в Боге, с верой Божественному Промыслу и верностью Богу. Свои души они постоянно очищали в молитвах, опираясь на советы духоносных православных старцев, следуя заветам Святых Отцов Церкви, покаянием, участием в Таинствах, принимая Святые Дары и соединяясь со Христом во время Евхаристии. «Блаженны чистые сер дцем, ибо они Бога узрят» (Мт. 5:8).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: