Царь Николай II – православный монарх

Высокообразованный, владеющий основами знаний в главных областях социального и гуманитарного знания, изучивший военную стратегию и тактику, погружённый в тонкости международной дипломатии, Царь Николай II был просвещённым монархом. Но главным источником его просвещения было учение святой Православной Церкви, Священное Писание и Священное Предание, православное богослужения с его благодатными Таинствами. Хорошо осознавая миссию православного Самодержца в стране-наследнице Византийской империи, призванной хранить чистоту истины православной веры и быть Третьим Римом как духовным центром христианства, он понимал, что эту миссию можно выполнить лишь огромными усилиями по устроению мира внутри страны и между странами. И он был настойчив и искусен в создании условий для мирного межгосударственного общения, в предотвращении войн и прекращении военных столкновений. В 1899 г. тридцатилетний русский Император обратился с предложением созвать международную конференцию для договора о прекращении роста вооружений, и конференция состоялась, создав важный международный инструмент для умиротворения межгосударственных конфликтов. «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся» (Мт. 5:9).

Такой вектор внутренней и внешней политики Царя Николая II определялся не только государственными национальными интересами, но и внутренним устроением его души. Известно, что он отказывался подписывать приговоры о смертной казни, но особую заботу проявлял о точном и быстром исполнении своих указах о помиловании. Современники Царя Николая II и наши сегодняшние учёные умы и политики нередко упрекают Царя в том, что он не принимал жестких бескомпромиссных мер по отношению к политическим заговорщикам-террористам. Но всем прошлым и современным критикам, православным и атеистам, не следует забывать слова Иисуса Христа: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мт. 5: 7).

Николай Александрович не любил внешнего блеска, роскоши. И в ранней юности, и в семейной жизни он сохранял сдержанность и скромность в устроении быта. Императорская семья жила с царским достоинством, но со скромным личным обиходом, проявляя всемерную экономию в расходах на личные потребности. Это безусловно было внешним проявлением внутренней христианской «нищеты духа» даже в условиях соблюдения правил придворного этикета. В то же время по воспоминаниям современников и историческим документам известно, что Царская семья тратила очень большие суммы денег из личных средств на дела благотворительности, и в мирные годы, и в годы тяжёлых военных испытаний. Деньги уходили на приюты, больницы, одежду, продовольствие, медикаменты. Значительны были пожертвования на православные монастыри и храмы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: