Онтология в эпоху Ренессанса и новое время (до конца 18 в.)

 

Философской мысли Ренессанса в целом чужда онтологическая проблематика. Однако в 15 в. значительной вехой в истории онтологии явилось учение Николая Кузанского, которое содержит и суммирующие моменты, и новаторские (см. учения о possest — «бытии-возможности»; об абсолютном максимуме; о «неином»). Кроме того, далеко не бесплодно развивалась поздняя схоластика, и в 16 в. она создает в рамках томистских комментариев ряд утонченных онтологических построений (Капреол, Каетан, Суарес).

Философия нового времени концентрирует свое внимание на проблемах познания, однако онтология остается непременной частью философской доктрины (в частности, у мыслителей-рационалистов). По классификации Вольфа она входит в систему философских наук вместе с «рациональной теологией», «космологией» и «рациональной психологией». У Декарта, Спинозы и Лейбница онтология описывает взаимоотношение субстанций и соподчинение уровней бытия, сохраняя некоторую зависимость от неосхоластической онтологии. Проблема субстанции (т. е. первичного и самодостаточного бытия) и связанный с ней круг проблем (Бог и субстанция, множественность и взаимодействие субстанций, выводимость из понятия субстанции ее единичных состояний, законы развития субстанции) становятся центральной темой онтологии. Однако обоснованием систем рационалистов является уже не онтология, а гносеология. У философов-эмпириков онтологические проблемы отходят на второй план (например, у Юма онтология как самостоятельная доктрина вообще отсутствует) и, как правило, решение их не сводится к систематическому единству.

Поворотным пунктом в истории онтологии явилась «критическая философия» Канта, противопоставившая «догматизму» старой онтологии новое понимание объективности как результата оформления чувственного материала категориальным аппаратом познающего субъекта. Бытие раскалывается на два типа реальности — на материальные феномены и идеальные категории, соединить которые может только синтезирующая сила Я. По Канту, вопрос о бытии самом по себе не имеет смысла вне сферы действительного или возможного опыта. Характерна кантовская критика «онтологического аргумента», основанная на отрицании предикативности бытия: приписывание бытия понятию не прибавляет к нему ничего нового. Предшествующая онтология толкуется Кантом как гипостазирование понятий чистого рассудка. В то же время само кантовское разделение универсума на три автономных сферы (миры природы, свободы и целесообразности) задает параметры новой онтологии, в которой единая для докантовского мышления способность выхода в измерение истиного бытия распределена между теоретической способностью, обнаруживающей сверхчувственное бытие как трансцендентную запредельность, и практической способностью, открывающей бытие как посюстороннюю реальность свободы.

Фихте, Шеллинг и Гегель, опираясь на открытие Кантом трансцендентальной субъективности, отчасти вернулись к докантовской рационалистической традиции построения онтологии на основе гносеологии: в их системах бытие является закономерным этапом развития мышления, т.е. моментом, когда мышление выявляет свое тождество с бытием. Однако характер отождествления бытия и мысли (и,соответственно, онтологии и гносеологии) в их философии, делающей содержательной основой единства структуру субъекта познания, был обусловлен кантовским открытием активности субъекта. Именно поэтому онтология немецкого классического идеализма принципиально отличается от онтологии нового времени: строение бытия постигается не в статичном созерцании, а в его историческом и логическом порождении; онтологическая истина понимается не как состояние, а как процесс.

№33 Основные трактовки бытия и их методологическое значение.

Понятие «бытие» и его трактовка в основных философских учениях. Бытие и существование.

Бытие - это основная философская категория, обозначающая реальность, все существующее. Это понятие охватывает все то, что только имеет место «Быть»

Итак, попытаемся проследить генезис представлений о сущности бытия.

Бытие мира есть единое и самотождественное, непрерывно становящееся. Это высказывание принадлежит философу древности Пармениду. Действительно, бытие мира столь многогранно и многолико, что этот процесс не имеет и в принципе не может иметь аналогов. С другой стороны, это многообразие составляет глобальную целостность окружающего нас мира.

Бытие есть реальность, противостоящая человеку (бытие рассматривается как объект воздействия, противостоящий субъекту - механистический подход).

Бытие есть сущее противостоящее и предстоящее знанию (бытие ограничивается природой, а духовный мир статусом бытия не обладает) Эту парадигму развивал Н. И. Бердяев.

Бытие есть отражение духовных субстанций-монад (противоположная предыдущей позиция, нашедшая отражение в метафизике Р. Декарта и Лейбница). Логическое завершение эта парадигма получила в немецкой классической философии. Для Канта бытие не есть свойство вещей, это общий способ связи наших понятий и суждений.

Бытие есть деятельность абсолютного "Я" (эгоцентризм, субъективный идеализм Фихте).

Завершает комплекс идеалистических парадигм о сущности бытия трактовка Гегеля: "Бытие есть восхождение духа к самому себе. Познание же бытия есть процесс приобщения человека через религию к христианскому богу, как нерасторжимой связи всеобщего простого и вечного духа со всем и самим собой".

И наконец, бытие есть существование реальности вне сознания человека и независимо от него.

Многогранность смыслов и значений понятия бытия обусловлена уже тем, что само бытие в его проявлениях бесконечно многообразно от всеобщих проявлений бытия мира и до различных его форм - бытия природы, бытия человека и человечества, бытия общественного и, наконец, бытия духовного.

Бытие природы представляет существование совокупности вещей, процессов и состояний, обусловливающая некую целостность и существующая до, вне и независимо от сознания человека. Природа и ее бытие бесконечны в пространстве и времени.

Бытие человека выражается через реальный процесс развития сложного диалектического единства тела и духа. Причем бытие тела с необходимостью доминирует над бытием духа, т. к., чтобы мыслить, необходимо обеспечивать жизнь тела, его сохранение (самосохранение), и, наконец, преемственность (продолжение рода) хотя бы для того, чтобы возродить второе "Я" в своем потомстве, передав ему накопленное духовное богатство.

Бытие социальное, общественное бытие есть бытие объективной общественной реальности, своего рода социальной материи. Данная форма бытия определяется так же, как бытие и материальной деятельности индивидов, социальных групп, классов, как реальный процесс жизнедеятельности людей.

Духовное бытие проявляется, во-первых, в форме индивидуализированного духовного бытия, неотъемлемого от данного конкретного человека, индивида. Это бытие реализуется в сознании и самосознании каждого из нас. Во-вторых, духовное бытие выступает в виде объективизированного, опредмеченного духовного бытия и проявляется через посредство языка, различных символов и знаков, искусства, принципов поведения, принятых в обществе, через посредство достижений человеческого духа и мысли.

Все формы бытия тесно взаимосвязаны между собой и взаимопредполагают друг друга.

+ ДОБАВЛЯЮ ЛЕКЦИЮ

ТЕМА 3. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ

• Подходы к проблеме понимания бытия. Диалектико-материалистическая трактовка бытия,

его качества и основные формы • Характеристика основных форм бытия

• Виртуальная реальность: определение, специфические черты • Этапы формирования взгля-

дов на категорию «материи» в истории философии • Определение материи в современной

философской литературе, его методологическое значение • Атрибуты и модусы материи •

Структурные уровни развития материи • Философские модели мира • Единство и многообра-

зие бытия • Онтологическая проблема Бога

• Подходы к проблеме понимания бытия. Диалектико-материалистическая

трактовка бытия, его качества и основные формы

Проблема бытия – одна из главных в философии. Категория «бытия» - исходная в фи-

лософском осмыслении окружающего нас мира. Изучает проблему бытия раздел философии

«онтологии».

Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеин-

дийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь пыталась понять сущность

бытия.

I. «Вещная онтология». Древнегреческий ученый П а р м е н и д (IV в. до н.э.) и Элей-

ская философская школа заявили об открытии Абсолютной мыли, или бытия, или Логоса –

космического Разума, который удерживает мир от опрокидывания в хаос, обеспечивает ему

надежность. Бытие едино и неизменно, не возникает и не уничтожается. Оно есть мысль и

постижимо только в мысли. Мир вечен, поэтому бытие – не творец мира. Бытие неподвижно

и неизменно. Однако современник Парменида Гераклит однажды изрек, что «В одну и туже

реку нельзя войти дважды». В этой философской метафоре выражено основное свойство бы-

тия – его изменчивость, непрерывное становление.

У обоих философов бытие понимается как условие существования вещей, действитель-

ного мира – такую онтологию называют «вещной».

II. Нематериалистическая онтология.

Иное понимание бытия у П л а т о н а. Мир чувственных вещей порождается миром

«чистых идей». Каждая чувственная вещь имеет свою цель – идею. Каждая вещь – модель

этой идеи. Идеи – это истинное бытие. Они объективны, недоступны чувственному опыту,

постигаются лишь разумом. Философские воззрения Платона находятся в рамках идеалисти-

ческой онтологии. Разновидностью идеалистической онтологии являлись и средневековые

воззрения, согласно которым истинным бытием был Бог, который творит своей волей и сво-

ей премудростью человека и весь тварный мир.

В Новое время и позднее появляется мировоззрение, суть которого передает известный

афоризм Ф.Ницше: «бог умер». Люди присвоили себе право творить мир, самонадеянно уве-

ровали в то, что человек создает себя сам. Они стали воспринимать свою жизнь как единст-

венное несомненно подлинное бытие. Центральной проблемой философии стал человек –

как начало и причина всего того, что происходит с ним самим и с миром. Немецкий философ

М.Хайдеггер писал по этому поводу: «теперь горизонт уже не светится сам собой, теперь он

лишь точка зрения человека, который к тому же сам и творит ее». Истоки новоевропейского

понимания бытия очень метко обозначил русский религиозный философ С.Л.Франк (1877 –

1950): «Новый западноевропейский человек сознает себя именно как индивидуальное мыс-

лящее сознание, а все прочее – лишь как данное для этого сознания или воспринимаемое че-

рез его посредство. Он чувствует себя разведенным с бытием и может к нему пробиться

только окольным путем сознательного познания. В этом же русле можно описать и специфи-

ку русской онтологии. Франк описывает ее так: «Непосредственное чувство, что мое бытие и

есть именно бытие и что оно принадлежит бытию всеобщему и укореняется в нем, это чувст-

во бытия, которое дано нам не внешне, а присутствует внутри нас, чувство глубинного наше-23

го бытия, которое одновременно объективно и самоочевидно, - это чувство и составляет суть

типично русского онтологизма». Таким образом, русская религиозно-философская онтология

утверждает первичность абсолютного бытия, которое раскрывается человеку в мистическом

переживании и постижение которого невозможно с помощью разума.

Бытие как философская категория вплоть до Нового времени обозначало абсолютную

реальность, не зависящую ни от человека с его сознанием, ни от человечества.

III. Учение о субстанции.

В философии Нового времени, наряду с категорией «бытия», появляется категория

«субстанция», как предельное основание бытия, неизменный и неуничтожимый субстрат.

Категория «субстанция» служит для выражения единства бытия.

Субстанция по-разному понимается философами: для одних она материальна, для дру-

гих идеальна, для третьих – то и другое.

Идеалистическая трактовка субстанции характерна, например, для Б е р к л и. Субстан-

ция есть «дух», от которого все зависит, в котором все живет и движется. Все явления при-

роды можно объяснить через дух, он всемогущ. Материя – это ничто, она не является, по-

этому органы чувств ее не воспринимают.

Материалистическая трактовка субстанции встречается у С п и н о з ы. Единое и един-

ственное, независимое основание реального мира – материальная субстанция. Он отождеств-

ляет ее с Богом как с первопричиной всего сущего. Бог-субстанция Спинозы – это порож-

дающая себя Природа.

Люди на протяжении всей своей истории стоят перед жизненной проблемой либо при-

знавать наличие абсолютного бытия, т.е. того, что есть истинно сущее, нескончаемое во вре-

мени, неуничтожимое, и жить с оглядкой на него, либо объявить свое собственное существо-

вание самодостаточным, не нуждающимся в помощи Абсолюта. В зависимости от решения

этой проблемы философия проявляла себя в истории то как философия бытия, то как фило-

софия свободы. Философия бытия – это философия Платона, Аристотеля, Августина Бла-

женного, Гегеля, русская религиозная философия. Философия свободы – это «философия

жизни», светский экзистенциализм, постмодернизм и некоторые другие течения посткласси-

ческой философии. В XX в. обнажились все последствия безбытийного существования чело-

века, его упоения собственной свободой.

Приходится признать, что в результате такого «освобождения» человек превратился в

систему функций: политических, психологических, социальных, потерял целостность, поте-

рял смысл своего существования, построил саморазрушающуюся цивилизацию.

Реализм и субъективизм

В онтологии исторически сложились различные позиции. Две теоретические платфор-

мы, к которым тяготеют все философы, можно назвать реализмом и субъективизмом (обыч-

но именуется субъективным идеализмом). Реализм – наиболее древняя и распространенная

онтологическая позиция. Внутри нее можно выделить три варианта. Первый, простейший,

наивный реализм соответствует здравому смыслу. Всякий нормальный человек исходит из

убеждения, что вещи таковы, какими мы их видим, ощущаем, и не зависят от того, что мы о

них думаем. Два других варианта онтологического реализма сложнее и в зависимости от то-

го, какая реальность объективна, называются объективным идеализмом и материализмом.

Объективный идеализм считает объективно существующими, реальными и идеи, и ве-

щи, и духовное, и телесное, однако духовное – это высший род бытия, вещи и явления зави-

сят от идей как от конечных причин. Духовное – вечно, телесное – временно. Духовное при-

дает телесному качественную определенность. Классическими примерами учений объектив-

ного идеализма являются системы Платона и Гегеля.

Материализм единственной реальностью считает материю. Независимое от тела суще-

ствование духовных явлений он отрицает. Материализм считает объективной только матери-

альную реальность, а духовную реальность – субъективной, она является вторичным родом

бытия, так как она возникает на определенном этапе эволюции бытия и является его отраже-

нием.24

Реализму противостоит субъективный идеализм. Его основоположник, английский фи-

лософ Дж.Беркли (1684 – 1753), сформулировал свою позицию кратко: «Существовать – зна-

чит быть в восприятии». Единственный род бытия – субъективная реальность. Тогда ничего,

кроме индивидуального душевного опыта, нельзя считать действительным. Такая позиция,

именуемая еще солипсизмом, после Беркли практически не разрабатывалась в силу своей

теоретической бесперспективности. В более мягких формах субъективный идеализм высту-

пает у Д.Юма (1711 – 1776), Э.Маха (1836 – 1916) и др. Они предпочитают ограничивать ре-

альность рамками чувственного познания, опыта, отвергая онтологию как спекулятивное

рассуждение о бытии, независимом от субъекта. Индивидуальный опыт субъекта – вот един-

ственная несомненная реальность, с их точки зрения.

IV. Современные трактовки бытия.

Современные трактовки бытия различны. В ф е н о м е н о л о г и и (Гуссерль) бытие –

это бытие предмета, мыслимого в сознании, бытие идеальной сущности. Это кажущееся бы-

тие, т.е. такое, каким его видит познающий субъект.

В г е р м е н е в т и к е бытие – это интерпретация, т.к. оно раскрывается человеку

лишь в понимании бытия (Хайдеггер).

В э к з и с т е н ц и а л и з м е бытие – это сам человек, его переживание своего «бытия

– в – мире», т.е. существования.

Эти трактовки объединены обращением к проблеме бытия человека, его взаимосвязи с

бытием мира.

V. Диалектико-материалистическая трактовка бытия.

Бытие – это объективная и субъективная реальности в совокупности. Бытие – это все

то, что существует.

Качества бытия:

1) вечно;

2) несотворимо, постоянно воспроизводит себя;

3) бесконечно;

4) едино, единство мира проявляется в многообразии его форм;

5) природное, социальное, духовное существуют наравне;

6) изменчивость мира: он находится в движении и развитии, т.е. постоянно изменяется;

7) бытие объективно, т.е. не зависит от сознания человека.

Бытие – это действительность в полном смысле.

• Характеристика основных форм бытия

I. Материальное бытие – объективная реальность, т.е.

1) мир вещей естественной природы, мир физических, химических и биологических яв-

лений, состояний и процессов;

Основные формы бытия

Материальное бытие (идеальное) духовное

бытие

Бытие ве-

щей «пер-

вой» и

«второй»

природы

(матери-

альное

бытие)

Бытие чело-

века как со-

циоприрод-

ного сущест-

ва (человече-

ское бытие)

Социальное

бытие

Индивидализи-

рованное духов-

ное бытие (ду-

ховное бытие

отдельного че-

ловека)

Интерсубъективное

духовное бытие (ду-

ховное бытие обще-

ства)25

2) мир самого человека с созданными им социальным миром и миром вещей.

Таким образом, объективная реальность – это материальный социоприродный мир. Бы-

тие вещей «первой природы» (термин natura naturans – «природа творящая» введен Спино-

зой) – это все материальные тела, процессы и состояния, которые имеют естественное про-

исхождение и существуют вне человека и независимо от него.

Бытие вещей «второй природы» (natura naturata – «природа сотворенная») связано с

деятельностью человека. Это все то, что сотворено человеком.

Бытие вещей «второй природы» является синтезом материала, из которого они сдела-

ны, «опредмеченной» мысли и «опредмеченной» деятельности человека. Кроме того, бытие

этих вещей связано с их целевым назначением: это могут быть средства труда, а могут быть

предметы эстетического созерцания или переживания.

II. Бытие человека предполагает его существование в мире вещей. Он сам как сущест-

во, обладающее физическим телом, представляет в философском смысле вещь. Это особая

вещь, обладающая способностью мыслить.

Специфические особенности бытия человека:

1) Обладая способностью мыслить, человек способен изменять свое поведение, форми-

ровать свое физическое тело и духовный мир.

2) Относительная зависимость человека от своего физического тела в отличие от абсо-

лютной у животного. Человек удовлетворяет свои биологические потребности, но он их кон-

тролирует и регулирует.

3) Человек связан с многочисленными и разнообразными социальными отношениями.

Он порожден этими отношениями, но и сам творит их.

4) Способность человека к речевой деятельности – это не только средство общения, но

и способ социализации. Вне языка человек теряет свою человеческую сущность.

5) Человек способен создавать двойную природу – рукотворную, тем самым он усили-

вает свое влияние на «первую природу», обустраивая ее под свои нужды.

III. Социальное бытие – это общество, т.е. совместное бытие людей, связанных между

собой многообразными отношениями. Общество – это целостная, развивающаяся система,

главным системообразующим признаком которой являются экономические отношения.

IV. Духовное бытие. К его сфере относят такие психические феномены, как сознание и

бессознательное, вместе с такими результатами их деятельности, как идеи, принципы, нормы

и правила, знание и т.п.

Индивидуализированное духовное бытие - это духовный мир отдельного человека, ко-

торый отражает специфические особенности, неповторимость каждого человека: его психи-

ки, поведения, условий жизни и профессиональной деятельности, уровень образования и т.д.

Объектированное, или интерсубъективное духовное бытие представляет собой коллек-

тивное бессознательное, нравственные и эстетические ценности, различные идеи и знания,

закрепленные в общественном сознании с помощью знаково-символических форм, которые

служат средством объективации и передачи духовного опыта.

Взаимосвязь индивидуализированного духовного бытия и интерсубъективного вы-

ражается в том, что они не могут существовать друг без друга.

• Виртуальная реальность: определение, специфические черты

В последние годы широкое распространение в различных областях деятельности чело-

века получил термин «виртуальная реальность» или «виртуальное бытие». Чаще всего под

этим термином понимают сконструированную с помощью компьютера модель реальности,

создающую эффект присутствия в ней человека и позволяющую ему оперировать с вообра-

жаемыми объектами. Виртуальная реальность – это иллюзорная, воображаемая реальность.

Любой объект виртуальной реальности – это результат взаимодействия человека и компью-

тера.26

Специфические особенности виртуальной реальности:

1. искусственность (порожденность);

2. актуальность (здесь и сейчас);

3. автономность;

4. интерактивность.

Виртуальное бытие вторично по отношению к объективному миру. В этом смысле оно

является разновидностью вторичной реальности, в которой по-особому предстают, напри-

мер, пространственно-временные отношения. Время здесь, например, может быть останов-

лено или повернуто вспять: прошлое переживается человеком как бы заново, с учетом пре-

дыдущего опыта.

Порожденность виртуального бытия, его искусственность дает возможность созда-

вать разнообразные модели, имитировать различные принципиально возможные ситуации.

Интерактивность позволяет виртуальной реальности осуществлять связь с объек-

тивной реальностью.

Актуальность. Все события происходят «здесь и сейчас».

Автономность виртуального мира позволяет человеку существовать в мире собст-

венной рефлексии независимо от объективных условий его физического и социального бы-

тия.

Проблема виртуальной реальности в последние годы активно исследуется психологами

и философами. Виртуальное бытие оказывает значительное воздействие на формирование

личности человека, упраздняет границы человеческого общения и совместной деятельности.

Безусловно виртуальная реальность – высшее достижение компьютерных технологий.

Однако не нужно закрывать глаза на то, что Интернет – это и качественно новый шаг в тех-

нологии массового гипноза, который создает угрозу появления техногенного наркотика – бо-

лее сильного и гибкого для управления сознанием человека, чем ныне известные наркопре-

параты.

Глобальная сеть Интернет сегодня включает в себя более 40 миллионов компьютерных

абонентов более чем в 154 странах мира. Наивно думать, что соответствующие военные ве-

домства многих стран не учитывают это. Скорее наоборот, военные специалисты рассматри-

вают различные варианты возможных кофронтаций. Так, в ходе командно-штабных учений в

1995 году американские стратеги открыто заявили, что сегодня резко повышаются возмож-

ности эффективного информационного воздействия на мышление людей и США могут ре-

ально использовать сеть Интернет в качестве важного механизма в любой информационной

кампании.

Интернет – самое эффективное нейролингвистическое программирование. НЛП

– наи-

более сложная форма комбинированного использования различных типов массового гипноза.

Оно состоит в том, что к подсознанию отдельного человека, группы лиц, подразделения, ре-

гиона кропотливо и долго подбирается «ключ» - соответствующая программа. В качестве

«ключа» используется специально подобранный текст, содержащий наиболее значимые сло-

ва и фразы для внушения. Наиболее вероятная область такого применения – средства массо-

вой информации с ориентацией на хорошо изученный контингент, а также образование и ме-

дицина. Информационно-психологическое воздействие состоит в том, что ежедневно радио,

телевидение, газеты, Интернет навязывают нам определенную модель поведения, програм-

мируя выбор той или иной ситуации помимо нашего сознания и воли. Примером такого воз-

действия явилась волна убийств в американских и финской школах и университетах в 2007

году, когда подростки находили на соответствующих сайтах сцены жестокого насилия над

сверстниками и следовали им в реальной жизни, хладнокровно избивая и убивая своих одно-

классников и сокурсников.

 

Существуют также открытые и закрытые формы информационно-психологического воздействия. К открытым

формам относят глобальные низкоорбитальные космические системы связи, облучение крайне высокочастот-

ными излучениями. К закрытым формам относятся психотропные (техногенные) средства, суггестивные (вну-

шение, массовый гипноз) и психотропные (фармакологические) воздействия и их многочисленные сочетания.27

Другой пример. Всем известно, что криминальные структуры через так называемые

бизнес-клубы или фонды поддержки выманивают у людей деньги. По данным специалистов,

внушаемых людей с каждым годом становится все больше.

Таким образом, «блуждание» по сети Интернет может оказаться отнюдь не безобидным

занятием. Наряду с очевидными достоинствами Интернет имеет ряд абсолютно негативных

характеристик, от которых ни один здравомыслящий человек не может абстрагироваться.

Бесконечное посещение сайтов сомнительного содержания может реально повлиять на ха-

рактер, уровень интеллекта, творческих возможностей, здоровье, мировоззрение человека.

Ученые считают, что основные психофизические опасности при воздействии такого оружия

подавление и в итоге замена личности. В результате возможно появление целых социальных

групп, управляемых на подсознательном уровне, готовых выполнять любые команды. Наи-

более опасны такие воздействия в высших управленческих структурах, на военнослужащих

и других ответственных лиц, поскольку своими действиями они могут отдать страну во

власть преступного мира, авантюристов, вероятных противников.

Поэтому проблема защиты от воздействия информационно-психологического оружия

стоит в наши дни как никогда остро. Главное условие самообороны – это воля, самокон-

троль, ибо война идет не столько в сфере материального (дезинформация, промышленный

шпионаж, перекупка военных секретов), сколько в сфере идеального, за сознание человека,

вернее за его переделку. Полагать, что борьба за сознание людей сегодня не ведется – верх

легкомыслия и недопонимания важности текущего момента. Синдром обессмысливания че-

ловека, полная внутренняя дезориентация, циклофрения принимают нынче массовый харак-

тер, причем как в сфере целенаправленно подвергающейся воздействию информационно-

психологического оружия, так и в стане «руководителей этих проектов». Важно учитывать,

что замкнутая, закомплексованная, запуганная и абсолютно непредсказуемая масса, пребы-

вающая в состоянии перманентной депрессии и суицида способна при определенных усло-

виях и обстоятельствах на социальный, психологический взрыв.

Сегодня, когда Интернет столь широко доступен, что может реально влиять на умы на-

ходящихся в нем людей, необходимо конкретно и предметно ставить вопрос о национальной

безопасности. Речь, конечно, не идет о запрете Интернета (это в принципе невозможно), но

подумать об эффективной защите от такого оружия массового поражения нужно было еще

вчера. Хотя, будем надеяться, и сегодня еще не поздно.

***

Итак, сделаем выводы относительно соотношения понятий «бытие», «субстанция»,

«материя».

Бытие – наиболее широкая философская категория. Поскольку чем шире объем поня-

тия, тем беднее его содержание, «бытие» является бедным понятием и наполняется конкрет-

ным содержанием во взаимодействии с другими философскими категориями. Например,

фундаментальным вопросов является соотношение бытия и небытия. Сосуществуют ли они

на равных, или же бытие есть, а небытия нет? И что такое небытие? Другой категорией соот-

ношения с бытием, является становление. Изменяется ли (становится) бытие или пребывает

в неизменности? Еде одна пара онтологических категорий: возможность и действитель-

ность. Возможность понимается как потенциальное бытие, а действительность – как акту-

альное.

Категория субстанции отражает конкретное наполнение абстрактного понятия «бытие».

Переходя к проблеме субстанции, философы переходят от констатации наличия бытия к вы-

яснению вопроса о том, что же именно существует. Субстанция – это основа всего сущест-

вующего, это то, что не нуждается в чем-либо для собственного существования. Субстанция

является причиной самой себя, и посредством нее существуют все многообразные вещи. У

субстанции есть неотъемлемые свойства – атрибуты, и существует она через множество

модусов – своих конкретных воплощений. Какова природа субстанции? Материальна она или 28

духовна? Спор об этом идет более двух тысячелетий. Впервые философское понятие суб-

станции пытался прояснить нидерландский философ Б.Спиноза.

Категория «материя» имеет свою историю развития. О ней пойдет речь дальше.

• Этапы формирования взглядов на категорию «материи» в истории философии

На пути своего формирования категория «материя» прошла несколько этапов.

I этап. Наивный материализм (др. Греция). Материя отождествлялась с конкретным

веществом или стихией (огонь – у Гераклита, вода – у Фалеса, воздух – у Анаксимена).

Особенностью этого этапа является то, что понятие «материя» формируется внеэкспе-

риментально, внеопытно, а на основе наблюдения за окружающим миром.

II этап. Атомистическая теория. Одним из древних авторов ее являются греки Лев-

кипп и Демокрит. Они считали, что материя – это совокупность бесконечного числа атомов –

мельчайших частиц. Они отличаются друг от друга своими формами, величиной, положени-

ем, и порядком. Все атомы непрерывно перемещаются в пространстве. Различный характер

взаимодействия между атомами приводит к различному качественному «оформлению» су-

ществующих в мире вещей, их многообразию. В связи с тем, что плотность атомов в пустоте

(небытие) различна, столкновение достаточно большого количества атомов образует вихрь,

который становится причиной возникновения Земли, неба, воздуха, солнца, луны и других

материальных образований.

В основе атомистической теории древних лежит представление о дискретности мате-

рии. Впоследствии оно нашло продолжение в натурфилософии и в естествознании. Идея

дискретного строения материи пользовалась авторитетом в науке вплоть до начала XX века.

III этап. Механический или метафизический материализм.

Со времен Декарта (1596 – 1650) механика считалась самой совершенной наукой. В

этот период разрабатывается понимание материи как субстанции тела, с единственным свой-

ством – протяженность.

С точки зрения Декарта, материя не имеет предела деления, она есть сама природа,

«универсум» - гигантский механизм, в котором кругообразные движения различных по своей

величине частиц материи осуществляются под влиянием божественного «первотолчка» по

законам механики.

IV этап, конец XIX – XX в. Этот этап формирования категории «материи» связан с тем,

что в XIX в. было установлено, что атом на самом деле не является мельчайшей неделимой

частицей. Он делим. Это подтверждалось открытием электрона. Кроме того, физики открыли

поле – такое состояние материи, которое принципиальным образом отличалось от вещества.

В физике возник кризис, т.к. новое открытие невозможно было объяснить в рамках

атомистической теории. Преодоление кризиса было сопряжено с ломкой старых представле-

ний о материи как о ее конкретных видах. Возникла новая трактовка материи как объектив-

ной реальности, охватывающей бесконечное многообразие существующих в мире объектов

или систем, которые наблюдаемы или могут быть таковыми в потенции.

V этап. В середине XX в. возникло субстанционально-аксиологическое пред-

ставление о материи, которое трактует материю как совокупность многих атрибутов, и

которая (в определенной мере) в «снятом» виде содержит указанные выше ее трактовки.

• Определение материи в современной философской литературе

Ныне в философской литературе существует множество определений категории «мате-

рии», мы принимаем в качестве исходного следующее:

Материя – это философская категория, обозначающая объективную реальность, суще-

ствующую независимо от человеческого сознания и отображаемую им.

Это определение, с одной стороны, отграничивает материю от сознания (субъективной

реальности), и, одновременно признает ее производящей причиной всего сущего. С другой 29

стороны, оно признает и принципиальную возможность познания материального мира, ибо

отображение – это результат активного взаимодействия человека с окружающим миром.

Необходимо различать:

• во-первых, понятие, философскую категорию материи;

• во-вторых, материю как объективную реальность.

1. Материя как понятие – это абстракция, существует только в нашей голове. Материя

как понятие – это продукт мыслей. Она не является чем-то чувственно существующим. Ма-

терию нельзя увидеть, услышать, взвесить, но отдельные материальные вещи и процессы –

можно. Материя как понятие есть предельно общая философская категория. Естествознание

никогда не имеет дело с материей вообще. Оно имеет дело с конкретным проявлением мате-

рии в конкретных вещах на достигнутом уровне проникновения в нее, на достигнутом уров-

не познания.

2. Материя – объективная реальность, отражаемая в голове человека. Здесь фиксирует-

ся два важных признака материи:

- независимость ее от сознания;

- познаваемость, отражаемость ее в ощущениях, в сознании.

• Атрибуты и модусы материи

Материя имеет неотделимые от нее свойства. Они называются атрибутами. Это еще

фундаментальные, всеобщие свойства:

- всеобщность;

- структурность;

- неисчерпаемость;

- абсолютность (в мире нет ничего, кроме движущейся материи);

- движение;

- пространство и время.

Всеобщность. В природе нет абсолютной пустоты. Везде присутствуют электромаг-

нитные, гравитационные и другие поля, а также элементарные частицы. Правда, существует

понятие вакуума, но это определенное состояние материи.

Структурность. В мире все структурно организовано. Структура – это совокупность

элементов и их взаимосвязь, т.е. совокупность отношений между элементами. Структурность

абсолютна, вечна во времени и бесконечна в пространстве.

• Структурные уровни развития материи

ПРИРОДА ОБЩЕСТВО

Неорганическая

природа

Органическая

природа

Вакуум, элементарные

частицы, атомы, моле-

кулы, макротела, пла-

неты, галактика, мега-

галактика, т.е. микро-

мир, макромир, мега-

мир

ДНК, РНК, бел-

ки, клетки, мно-

гоклеточные ор-

ганизмы, попу-

ляции, биоцено-

зы

Человек, семья,

социальная груп-

па, нация, этнос,

народ, человече-

ство30

Неисчерпаемость. Природа бесконечна. Неисчерпаемость материи имеет два аспек-

та: онтологический и гносеологический.

Онтологический аспект означает, что неисчерпаема сама материальная действитель-

ность. Материя неисчерпаема ни качественно, ни количественно. Бесконечно разнообразие

материальных объектов, их свойств, отношений, форм, состояний и т.д. Это разнообразие

имеет место как на уровне явлений, так и на уровне сущности, закона. Неисчерпаемость ма-

терии предполагает бесконечное многообразие законов природы.

Гносеологический аспект означает неисчерпаемость процесса познания.

Исчерпывающе полное знание невозможно даже при бесконечной продолжительности

жизни человека.

Абсолютность материи означает ее несотворимость и неуничтожимость. Это означа-

ет, что, во-первых, любое материальное тело может возникнуть только из других материаль-

ных тел. Во-вторых, ничто в мире не исчезает бесследно. В мире не существует абсолютного

уничтожения, ибо уничтожение одних материальных тел всегда означает возникновение

других. Не существует также абсолютного возникновения, или возникновения «из ничего»,

без процессов уничтожения.

Кроме атрибутов, неразрывно связанных со всей материей, различают ее модусы. Это

такие свойства отдельных видов материи, которые характеризуют их различные состояния

или структурные уровни развития (теплопроводность, электропроводность, наследствен-

ность и т.п.).

• Философские модели мира

I. Материалистический монизм (лат. monos – один). В основе этой модели лежит при-

знание материального единого начала и материального единства мира.

II. Идеалистический монизм. Началом (субстанцией) выступает сознание или дух: аб-

солютная идея (Гегель), воля к власти (Ницше), воля к жизни (Швейцер), экзистенция субъ-

екта (Бердяев), Бог как мера мерящая но ни в какой степени не измерямая (Маритен) и др.

III. Дуалистические концепции. В качестве основы мира полагают две самостоятельные

субстанции (протяженная материя и мыслящий дух). Такова концепция Декарта.

IV. Плюралистические модели (особенно распространена в Др. Греции). Примером

может служить модель мироздания Эмпедокла, который в качестве первоначала принимает

сразу четыре стихии: землю, огонь, воду, воздух.

В современной философии примером философского плюрализма в понимании мира

может служить «критическая онтология» Гартмана, в которой, бытие рассматривается как

иерархия четырех значимых пластов: неорганического, органического, душевного и духов-

ного.

• Единство и многообразие бытия

Следующая важнейшая онтологическая проблема – проблема единства мира. Должны

ли мы считать все разнообразие предметов мира одним бытием? Может ли разнообразие

быть сведено к одной сущности? Или же мы имеем дело с бесконечным разнообразием видов

бытия? Утвердительный ответ на первый вопрос получил наименование «монизм», а на тре-

тий – «плюрализм». Возможна и промежуточная позиция – дуализм, утверждающий сущест-

вование двух видов: духовного и материального бытия, у каждого из которых есть своя сущ-

ность. И в рамках монизма (наиболее распространенной точки зрения), и в рамках плюра-

лизма возникают свои проблемы, но наиболее активно обсуждается комплекс вопросов

внутри монизма о сущности единого бытия: какого оно рода – материального или идеально-31

го? Перед нами опять-таки стоит основной вопрос философии, только сформулированный

под другим углом зрения.

• Онтологическая проблема Бога

Вопрос не только в том, существует ли Бог. Гораздо больше онтологических вопросов

возникает из признания его существования. Творение мира – это разовое событие или непре-

рывный процесс? Творение – это создание всего множества вещей или создание принципов,

законов и начал, а уже дальнейшая эволюция мира не нуждается в добавочном божествен-

ном вмешательстве? Бог присутствует в мире, или он вне мира? Если в мире существует зло,

а мир сотворен Богом, то можно ли считать Бога благим? Какова ответственность творца за

зло в мире? Онтологическое доказательство бытия Бога и проблема теодицеи (оправдания

Бога) были в центре внимания средневековой христианской философии.

№34 Виды бытия (бытие природы, бытие общества, бытие человека и т.д.)

В самом широком смысле категория бытия – это вся реальность – материальная и духовная: материальные предметы, вещи, процессы, явления, свойства, отношения и их связи; психические явления, плоды фантазии, вымыслы, идеи и т.п. Формы реальности классифицируются на физическую, химическую, геологическую, биологическую, психическую, социальную и духовную. В философии «действительность» равнозначна «реальности». Действительность – это совокупность всех состояний в прошлом, настоящем и будущем. Она сложна, изменчива, противоречива. Так как состояния переходят друг в друга, исчезают, возникают вновь. В бытии можно выделить виды, формы и уровни. Виды бытия: объективная и субъективная реальности. Реальность (действительность) может зависеть, а может не зависеть от нашего сознания. Реальность, не зависящая от нашего сознания – объективна. Это, например, звезды, звездные системы, элементарные частицы, атомы, макротела, микроорганизмы, птицы, млекопитающие – все, что составляет живую, неживую и социальную природу. Есть и другого рода реальность. К субъективной реальности относятся все процессы и проявления психики и мышления человека. Это идеальные преобразования материального: образы, представления, идеи. Действительные факты возникают в сознании человека именно в таких формах. У каждого из людей создается свой, неповторимый, субъективный мир. Действительность воспринимается и представляется по-разному. Это зависит от развитости чувств и ума, ощущений и индивидуального опыта, от особенностей мышления и мотиваций. Таким образом, субъективная реальность – это предмет деятельности мозга и души человека, это интегральное отражение разумом и эмоционально-чувственной сферой объективной реальности. Объективная и субъективная реальности взаимосвязаны, едины и своеобразны. С помощью одной только идеи невозможно изменить объективную реальность, но мысль о необходимости какого-либо действия может заставить человека действовать. Деятельность в свою очередь заставляет человека мыслить, создавать свой субъективный мир. Следовательно, бытие есть единство объективной и субъективной реальности. В таком смысле взаимосвязь объективного и субъективного образует «узел» проблем бытия. В центре этого узла человек. Он – существо, способное творить миры любой реальности. Он точка пересечения объективных и субъективных миров. Значит, именно он ответственен за происходящее в этой взаимосвязи. Субъективная воля человека может войти в противоречие с объективно существующим материальным миром. В таком случае человек становится заложником своих неразумных поступков. Поэтому в бытии мира и человека важна связь знаний общих законов природы с историческим опытом человечества. Мерой адекватности, истинности мышления человека является практика. В бытии выделяют природную, социальную формы, бытие человека и духовную форму. К природной относят бытие естественных вещей и состояний природы. Это так называемая первая природа, нерукотворная. Социальная форма – это бытие общества или общественное бытие. Ее результатом является так называемая вторая природа. В данном случае техника (как процесс и продукт) оказывает все большее влияние на человека, общество и первую природу. В ней сливаются два вида явлений: целенаправленная деятельность человека и вещества, свойства, законы внешнего объективного мира. Бытие человека представляет собой единство природного и социального. Генетическая программа, заложенная в человеке природой, реализуется путем его социального способа существования. Бытие духовного связано с бытием человека и подразделяется на индивидуализированное и вне- или надиндивидуализированное. Каждая из форм бытия специфична и развивается в соответствии со своими законами. Вместе с тем, все они имеют одно и то же основание – материю. Именно развитие материи привело к возникновению человека и формированию социальной и духовной сфер. Однако философская категория материи служит для характеристики явлений мира, независимых от сознания человека, то есть объективных. Действительное наличное бытие любой формы в данном пространственно-временном интервале (здесь и сейчас) называют актуальным уровнем бытия. К нему относится все то, что существует в данный момент. Актуальное бытие содержит в себе массу реализованных возможностей. Возможное или потенциальное бытие может стать, а может и не стать актуальным. В природе это происходит благодаря естественным законам развития (об этом речь пойдет в теме «Общее учение о развитии»). В обществе – благодаря действию объективных социальных законов, посредством действия людей (об этом – в «Социальной философии»). Вообще ОВФ решается, не оставаясь в плане первичного и вторичного, а переходя в проблему познаваемости мира. Состояние поля.

 

№35 Гносеология как учение о познании. Круг основных проблем.

Гносеология как философская теория познания.

10.1.1. "Гносеология" - сугубо философская категория. Её название происходит от греческих слов: "γνωσεο"(гносео) - знаю ["γνωσισ"(гносис) - знания] и "λογοσ"(логос) - слово ["λογια" - учение, наука] и дословно означает: "Учение (Наука) о познании", "Учение (Наука) о сознании". В философской литературе, в том числе - в философских энциклопедиях и словарях выражения "Гносеология" переводится как "Теория познания". Наряду с этим для выражения этого же содержания в философской литературе применяется также слово "Эпистемология". Но последнее слово означает изучение того, что нами принимается за истину на основе веры. Мы будем пользоваться термином "Гносеология" в значении философского учения о сущности познания (сознания). Но сначала очертим круг проблем Гносеологии.

Гносеология, или теория познания, - это раздел философских знаний (философская наука, философская дисциплина), в которой исследуется возможность познания человеком мира, а также познание человека самого себя; исследуется движение познания от незнания к знанию; исследуется природа знаний самих по себе и в соотношении с теми предметами, которые в этих знаниях отражаются.

Итак, повторим сказанное схематически.

ГНОСЕОЛОГИЯ - это:

1. Раздел философских знания.

2. Филсофское изучение меры познания человеком мира и самого себя.

3. Изучение того, как в процессе познания происходит движение
от незнания - знанию.

4. Изучение природы наших знаний, какими они есть сами по себе в своей

онтологической сущности, и соотношение этих знаний с предметами и

явлениями, которые познаются.

10.1.2. Проблемы гносеологии занимают ведущее место в философии. Это обусловлено тем, что сами проблемы сущности наших знаний в их соотношении с объективным положением вещей являются проблемами философскими и ничьими иными. Нет, не было и не может быть никакой другой науки, кроме философии, которая смогла бы сопоставить природу наших знаний с теми предметами и явлениями, которые зафиксированы в них, в наших знаниях. Ведь природа наших знаний - духовна; она с предметами и явлениями связана на столько опосредствованно, что свести их, знания, к уровню самих предметов и явлений не возможно ни экспериментально, ни теоретически. Дух и материя на столько далеки друг от друга, между ними существует такая бездна, которую никаким образом нельзя преодолеть науковообразными мостами или перелазами. Только философия позволяет "перепрыгнуть" через эту бездну: от духа - до материи и от материи - к духу. Это во-первых. А во-вторых, философия как бы осознаёт исключительность своего положения и неизменно, на протяжении всей истории своего существования, уделяет проблемам познания первостепенное внимание. Постоянно существовали и до сих пор существуют философы и философские школы, которые считают, что у философии нет никаких других проблем, кроме проблем гносеологии. В их творчестве все проблемы философии сводятся к гносеологии или рассматриваются только сквозь призму гносеологии. Даже марксизм, который пытается охватить и свести в систему абсолютно все проблемы мировоззрения, и тот считает, что гносеология - это только "другая сторона основного вопроса философии" (Энгельс). Правда, есть такие философы, которые игнорируют проблемы гносеологии по мотивам невозможности решения её проблем или же по мотивам "не философичности" самой гносеологии. Но, мотивируя исключение гносеологии из области философского исследования, давая ей свою оценку, философы уже занимаются гносеологией. К тому же, излагая свои взгляды по тому или иному философскому вопросу, философ обязательно аргументирует истинность своих высказываний. А "истинность" - это уже гносеологическая (и никакая другая!) философская проблема. Следовательно, повторимся, проблемы гносеологии всегда занимают центральное место в философии вообще, а не только в отдельной философской школе или в творчестве отдельного философа.

10.2. Проблемы гносеологии в истории развития мировоззрения и философской мысли.

10.2.1. Решение проблем гносеологии осуществляется ещё на самом низком уровне развития мировоззрения - на уровне наивного реализма.

Наивный реализм, как мы знаем, принимает мир таким, каким он представлен нам нашими органами чувств. Мир есть таким, утверждает наивный реалист, каким мы его чувствуем, обоняем, вкушаем, видим, слышим, ощущаем... Наивный реализм, таким образом, не видит никакой разницы между миром и нашим восприятием мира, между реальным миром и его отражением в наших ощущениях.

10.2.2. Мифологическое и религиозное мировоззрения могут придерживаться самых разнообразных аспектов оценки соотношения наших, скажем так, субъективных восприятий, представлений, понятий и знаний с объективной действительностью. В учебниках советского времени господствовало устоявшееся мнение, что религия вместе с философским идеализмом однозначно и всегда отрицают возможность познания человеком действительности. Следует сказать, что такое мнения не разделал Карл Маркс. В марксистскую философию это мнение вошло от Людвига Фейербаха через Ф. Энгельса и, особенно, от В. И. Ленина и. В. Сталина. А потом уже стараниями советских философов это ошибочное мнение было провозглашено азбучной истиной марксизма-ленинизма. Но эта "азбучная истина" не отвечает объективному положению вещей. Так, христианская религия в лице, например, представителей католицизма (Альберт Великий, Фома Аквинский, Тейяр де Шарден, нынешний папа Иоанн Павел Второй) и православия (Кудрявцев-Платонов, Гогоцкий, Светлов, Филарет Дроздов) не отрицают ни познаваемости мира, ни истинности наших знаний о нём. Познаваемость мира отрицает только официальный буддизм, который считает, что мир - это только наши иллюзии о нём; что самого мира или вообще нет или мы его, просто, не знаем и узнать не можем. Правда, во всех современных религиозных мировоззрениях, в том числе и в буддизме, можно найти отзвуки самых разнообразных гносеологических взглядов на содержание наших знаний о мире и о Боге. Специфика мифологической гносеологии заключается в том, что она своим воображением заселяет мир олицетворенными существами, "видит" их вмешательство в процессы реальной жизни, и наряду с явлениями мира "познает" и эти олицетворённые существа - богов, духов, чертей, ведьм, русалок и так далее. Религия смотрит на мир также глазами мифологического мировоззрения. При этом она может включать своих богов в объекты своего познания и "знать" их , а может провозглашать их недоступными познанию, сверхъестественными и сверхразумными.

10.2.3. Гносеология здравого смысла на протяжении веков находится под двойственным влиянием:1. Практики обыденной жизни и 2. Состояния и качества общественного сознания. Обыденная жизнь практически доказывает человеку достоверность его знаний даже в том случае, если он и не понимает сущности тех или иных явлений. Таким образом, не зная Закона Всемирного тяготения, человек узнавал истину того, что все окружающие его предметы притягиваются к земле, падают на неё; не зная сущности электромагнитных волн, простым нажатием на переключатели телевизора или радиоприёмника убеждался в их существовании и в их способностях передавать на длительное расстояние звуки, изображения; подобно этому узнавал о передачи некоторых заболеваний контактным образом, не имея малейшего понятия о микробах, бактериях и вирусах. А состояние общественного мнения отражалось в здравом смысле как усредненный и с популяризованный уровень теоретического образования населения страны, народа, племени или рода. Таким образом мы можем наблюдать, например, отзвуки субъективного идеализма в здравом смысле населения стран буддизма, отзвуки научного мышления в здравом смысле европейских народов, засилье магических представлений в здравом смысле кочующих цыган. Здравый смысл подвержен временным колебаниям как реакция на кризис, явления массового психоза, революционного энтузиазма, защитного действия и т.п. Так, один из немецких журналистов, года два тому назад посетивший Украину и познакомившись с культивируемым здесь "лечебным бизнесом", по возвращению в Германию писал: "Я пришёл к заключению, что граждане Украины сошли с ума". А какое другое заключение может сделать здравомыслящий западноевропейский человек, увидев у нас публичное поношение медицинского здравоохранения и неуёмное, беспардонное рекламирование свехлечебных способностей "народных целителей", "белых ведьм", да заезжих проповедников слова божьего?

10.2.4. В философской мысли, ещё со времён её возникновения, гносеология заняла важное и постоянное место. У нас нет возможности рассмотреть всю историю развития теории познания. Но надо заметь, что присутствие этой проблемы обнаружено в всех древнейших представителей философской мысли Индии, Китая и Греции. Остановимся на близкой нам философской мысли античности.

10.2.4.а. Письменные источники донесли до нас свидетельства о наличии обширного изложения проблем гносеологии уже у Демокрита (460 - 370 года до нашей эры). Выдающийся материалист античности учил, что из окружающих предметов постоянно истекают образы (ейдосы) и через наши органы чувств проникают в нас. Таким образом, наши знания - это наличествующие в нас материальные образцы, ейдосы, самих предметов, которые существуют вокруг нас. По Демокриту, для восприятия тех или качеств, ейдосов, предметов, явлений материального или духовного мира, у нас существуют соответствующие органы: для материального мира - органы чувств, а духовного - разум. "Подобное познаётся подобным", - любил повторять Демокрит. Последнее выражение в его самом широком понимании и истолковании вошло в культуры всех европейских народов, находит своё применение даже в богословских доказательства существования Бога . Демокрит учил также, что входящие в нас с эйдосами атомы острой формы дают нам ощущение кислого, шарообразные - сладкого, угловатые - горького. Все эти чувственные ощущения он назвал вторичными качествами предметов, поскольку они существуют только в наших ощущениях. Но на самом деле ничего горького, кислого, сладкого, красного, теплого, громкого в действительности не существует. В действительности, говорил Декарт, существует только атомы и пустота. Атомы и пустота - это первичные, не зависимые от наших ощущений, свойства предметов и явлений, и они воспринимаются только разумом.

Выдающийся идеалист античности Платон (427-347) проблемам познания посвятил несколько своих произведений и создал свою, платоновскую, теорию познания. Возражая материалисту Демокриту, Платон утверждал, что наши чувства ни в какой мере не дают нам верного представления или знания о мире. Для объяснения сути своей гносеологии он в своём наибольшем по объёму и по значению произведения "Политика" (Государство) сочинил такую картинку-миф. Мы, люди, - это узники, заключенные в пещере и прикованы цепями лицом к стене . Позади эти людей находится вход. А за входом движутся люди, животные, тень о которых падает на стену пещеры. Люди в пещере таким образом видят только движущиеся тени на стене и принимают эти тени за единый действительных мир. Платон, таким образом, учил, что наши чувства ни в коей мере не дают нам видеть мир таким, каким он есть на самом деле. Истину о мире показывают нам не чувства, а разум. И для объяснения своего понимания места разума в познании истины Платон развивает свой, известный уже нам, миф о душе.

Объективный идеалист античности учил, что Истина - идеальна и никак не связана с материей; что эта идеальная истина изначально существовала в потустороннем мире, пребывала в мире эмпирей. В этом потустороннем мире наряду с будущей душой человека пребывали абсолютно все истины в виде идей. Среди этих Идей находились истины разного иерархического положения. Наименьшей среди них была Идея-душа. Но. хотя и будучи самом маленькой, незначительной идеей в мире эмпирей, душа человека до своего воплощения в человека имела возможность наблюдать все идеи, общаться с ними. Когда же душа "огрубела" и выпала в материальный мир, то на пути к своему человеку она, проходя через реку Стикс (река Забытья), напилась воды и... забыла своё прошлое. В условиях своей земной жизни душа человека только при особых условиях - при подавлении своих чувств, сосредоточенности, отрешённости, благочестивого образа жизни - может что-то там вспомнить о том, что она наблюдала, знала в потустороннем мире. Вот это и такое воспоминание (αναμνεσισ, анамнезис - воспоминание) даёт возможность человеку познать настоящие и несомненные истины.

Теория анамнезиса Платона на протяжении тысячелетий развивалась европейскими философами, обрастала дополнительными концепциями и даже в наше время находит своё применения в "учениях" о переселениях душ, в рассказах о "воспоминаниях" своей прежней жизни на земле несколько десятков или сотен лет тому назад. Следует сказать, что сам философ не опускался до таких примитивных представлений. Когда Платон заводил речь об анамнезисе, то он имел в виду не какие-то материальные, чувственные, житейские вещи, а идеи высокого уровня, идеи-истины. К таким он относил, прежде всего Смысложизненные идеалы, идеалы: Истины, Добра, Красоты, Справедливости. Именно эти четыре смысложизненные идеалы введены Платоном в античную, а от неё - во всю европейскую культуру и мысль. К числу идеалов философ относил также те идеалы и понятия, которые соответствуют истине и добываются человеком путём абстрактного мышления. Это идеи Логоса, Гармонии, Бога (Души мира), математических аксиом. Эта сторона платоновской философии в высшей мере разработана и завершена великим немецким философом 19 столетия Гегелем.

Ниже мы остановимся на основных направления решения гносеологических проблем в истории философской мысли.

10.2.4.б. Философские школы (направления) сенсуализма (от латинского слова "sensus" - ощущение, чувства) признают за истину только то, что даётся человеку в его ощущениях. "Чего нет в разуме, - говорил английский философ-материалист Томас Гоббс (1588 - 1679).- того нет и в разуме". Его современник, тоже материалист, Джон Локк (1632 - 1704) создал учение о том, что душа новорождённого подобна чистой доске (tabula rasa), на которой чувства и опыт записывают своё содержание.

Сенсуалистический подход к решению гносеологических проблем присущ не только материализму, но и идеализму. Сенсуалисты-идеалисты утверждали, что в мире для человека существует только то, что есть в его чувствах. Сами ж чувства не столько информируют человека о внешнем мире, сколько искажают его. В отличие от материалистов они утверждают, что чувства не связывают человека с миром, а разделяют с ним. Человек знает только свои чувства - и ничего больше, и у него нет никаких средств узнать, какие именно стороны внешнего мира отражены в его сознании. Идеализм, который утверждает, что в мире для человека существуют только его ощущения, называется идеализмом субъективным. Его классическим представителем был Давид Юм, хотя элементы субъективизма присущи и философии Канта, и современным экзистенциалистам, и ставшему модным постмодернизму.

10.2.4.в. В истории развития гносеологии наряду с сенсуализмом имел и противоположный ему подход к решению гносеологических проблем. Он получил название рационализма. Его представители утверждают, что подлинную информацию об объективной действительности, верные знания об истине дают человеку не органы чувств, а исключительно разум. Они утверждают, что чувства нас или обманывают или же дают нам информацию о несущественных сторонах действительности, о вещах преходящих и единичных. Только интеллект, разум, предоставляет нам возможность постичь действительность в её адекватном содержании. Именно такие мысли развивали в своих произведениях такие философы-рационалисты, как Платон, Аристотель. Лейбниц, Кант, Гегель, различные школы позитивизма.

Мы схематически, в снятом виде, изобразили сущность сенсуалистических и рационалистических философских подходов в решении гносеологических проблем. В каждом же конкретном случае можно обнаружить, что между рационализмом и сенсуализмом нет непреодолимой грани. Сенсуализм в гносеологии отдаёт предпочтение преимущественно чувствам, учитывая при этом и роль разума, а рационализм отдаёт преимущество разуму, но считается также с чувственным восприятием. Так, классический представитель рационализма Гегель считал, что чувства - это только низший вид познания. Видите, низший, но всё-таки уровень познания. А Томас Гоббс, будучи одним из последовательных сенсуалистов, считал, что только раз


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: