Возвышение верха земляного полотна над источниками увлажнения земляного полотна и снежным покровом. Выбор руководящей рабочей отметки

Возвышение верха земляного полотна над источником увлажнения и снежным покровом. Возвышение верха ЗП. устанавливается исходя из 3х условий: 1. Возвышение низа ДО над расчетным уровнем грунтовых вод, 2. Возвышение низа ДО над уровнем длительно стоящих или над уровнем кратковременно стоящих поверхностных вод, 3. Возвышение бровки земляного полотна над окружающей местностью из условия снегонезаносимости. Отметку земляного полотна определяют по данным трем условиям в соответствии в требованиями СНиП 2.05.02.-85 за расчетную отметку земляного полотна принимают наибольшее значение по всем трем условиям, полученная таким образом отметка ЗП является расчетным значением и называется РУКОВОДЯЩЕЙ ОТМЕТКОЙ. На открытых участках местности возможен занос дороги снегом приносимым с прилегающей территории. Если количество снега приносимого с дороги велико, то происходит заметание дороги снегом, для того чтобы этого не происходило, то назначают минимально-допустимую высоту насыпи из условия снегонезаносимости: Нрук=Нсн+∆, где Нсн — расчетная высота снегового покрова с 5 % вероятностью превышения, — возвышение бровки земляного полотна насыпи над расчетным уровнем снегового покрова, необходимыми для её снегонезаносимости по СНИП в зависимости от категории дороги.

Система сооружений поверхностного и подземного водоотводов и принципы их проектирования. Планировка придорожных полос. Нагорные и водоотводные канавы (кюветы). Гидравлический расчет канав. Укрепление канав. Проектирование косогорных сооружений (перепадов и быстротоков). Устройство испарительных бассейнов.

Система сооружений поверхн и подземн водоотвода и принципы их проектирования. Планировка придорожных полос.Система дорожного водоотвода состоит из ряда сооружений и отдельных конструктивных мероприятий, предназначенных для предотвращения переувлажнения земляного полотна. Система служит для перехвата и отвода воды, поступающей к земляному полотну, или для преграждения доступа воды в верхнюю часть земляного полотна. Целью ее устройства является обеспечение постоянного безопасного режима влажности грунтовых оснований дорожных одежд. Для того чтобы отвести поверхностную воду, выпадающую на дорогу в виде осадков и притекающую к ней, придают выпуклое очертание поперечному профилю земляного полотна и дорожной одежде (поперечный уклон способствует стоку воды с дороги), планируют и укрепляют обочины; для отвода воды вдоль дороги устраивают боковые водоотводные канавы или используют для этого резервы у дорожных насыпей; устраивают нагорные канавы, перехватывающие воду, которая стекает по склонам местности к дороге. Для обеспечения стока воды с покрытия проезжей части придают поперечный уклон от середины к обочинам. Чем меньше ровность поверхности покрытия, тем больше должен быть поперечный уклон, так как вода, испытывая сопротивление стеканию, может застаиваться в неровностях поверхности и просачиваться в покрытие. На необходимость ограничения величины поперечного уклона указывают следующие обстоятельства:

при больших поперечных уклонах и скользкой поверхности дороги возможно сползание автомобилей с покрытия; особенно ярко это проявляется на накатанных движением профилированных грунтовых дорогах после дождей, когда поверхность дороги покрывается тонким слоем грязи:.

при выезде на середину проезжей части у автомобилей, имеющих спаренные задние колеса, внутренние шины перегружаются, что приводит к усиленному износу шин и покрытия;

поперечный уклон покрытия способствует появлению бокового увода шин, что увеличивает сопротивление движению, ухудшает управляемость автомобилей и приводит к износу шин.

Обочинам придают больший поперечный уклон, чем покрытию, так как на их поверхности при эксплуатации могут появляться неровности, вызванные заездом автомобилей, а застои воды даже на укрепленной обочине приводят к переувлажнению з. п. В зависимости от типа грунта земляного полотна и типов покрытии обочины устраивают с уклоном на 10—20°/о0 больше, чем покрытие, т. е. обычно 6 пределах 40—60°/о0.

Поперечный профиль проезжей части обычно очерчивается по параболе или по двум наклонным прямым, сопряженным в средней части круговой вставкой длиной 2 м. При параболическом очертании поверхности дороги поперечный уклон по оси ее равен нулю и достигает наибольшего значения 60°/0о У бровок земляного полоша. Стрелка параболы равна 1,5% от ширины земляного полотна.

Нагорные и водоотводные канавы (кюветы) Гидравлиеский расчет канав, укрепление. Проектирование косогорных сооружений (перепадов,быстротоков). Боковые канавы (кюветы) устраивают в выемках и у насыпей высотой до 1—1,2 м. Эти канавы служат для отвода воды, стекающей во время дождя и таяния снега с поверхности дороги и прилегающей к ней местности. Боковые канавы способствуют также осушению верхней части земляного полотна в связи с испарением влаги с внутренних откосов боковых канав. Однако положительное действие боковых канав сказывается лишь при быстром оводе из них воды. Если приток воды слишком большой, водоотводные канавы или резервы могут переполняться и не будут выполнять своих функций по осушению земляного полотна. В связи с этим вода из боковых канав. резервов, расположенных с нагорной стороны, сбрасывается на низовую сторону перепускными трубами, располагаемыми не реже чем через 500 м вдоль дороги на спуске к тальвегу. На участках дорог с большими продольными уклонами боковые канавы укрепляют по гидравлическому расчету исходя из количества воды, притекающей с дороги и прилегающей местности. Нагорные канавы служат для перехвата воды, стекающей по косогору к дороге, и для отвода этой воды к ближайшим искусственным сооружениям, в резервы и в пониженные места рельефа. Во избежание сплывов или оползания откосов выемки из-за переувлажнения грунта, которое может возникнуть в результате случайного засорения нагорной канавы, расстояние от края выемки до канавы должно быть не менее 5 м.Расчет канав-Qполн.стока=87,5*aчас*F*альфа*фи. Откосы канав укрепляют сплошной одерновкой с укреплением дна щебневанием, грунтом, обработанным органическими вяжущими материалами, одиночным мощением и каменной кладкой на цементном растворе. Часто применяют бетонные укрепления. На больших уклонах дну канав придают ступенчатый продольный профиль, устраивая перепады из сборных железобетонных элементов, бетона, укладываемого на месте, каменной кладки на дорогах местного значения из плетней с гравийной засыпкой.

Устройство испарительных бассейнов. Отвод грунтовых вод от дороги. Виды дренажей, их конструкция и расчет. В степных районах, в равнинной местности, в застойных местах, когда нельзя отвести воду от дороги по боковым водоотводным канавам в естественные понижения местности или к водопропускным сооружениям, устраивают в стороне от дороги испарительные бассейны. представляют собой котлованы, вокруг которых делают земляные валики, для того, чтобы преградить доступ воды, поступающей со стороны, не из канав. Испарительные бассейны следует устраивать лишь в местностях, где климатические условия способствуют высокой испаряемости. В северных и центральных районах европейской части СССР, характеризующихся водонепроницаемыми грунтами, они способствуют заболачиванию местности и неприменимы.

Дренажи с остоят из заложенных в грунт труб (закрытый дренаж) или заглубленных в водоносный слой грунта канав, заполненных крупным дренирующим материалом (открытый дренаж). Закрытый дренаж (или дренажная прорезь) состоит из уложенной в грунте дрены — трубы (асбоцементной, керамиковой, бетонной или деревянной), вода в которую поступает через открытые стыки звеньев. Дренажи можно использовать как для понижения уровня грунтовых вод, так и для полного перехвата грунтовой воды, притекающей к дороге со стороны. Чаще всего последние применяются на откосах выемок, перерезающих водоносные пласты.

Осушающее (понижающее) действие дренажей заключается в том, что при заглублении в грунт ниже уровня грунтовых вод труба быстро отводит воду, просачивающуюся из прилегающей части грунта, в результате чего вблизи от дренажа образуется осушенная зона.

К системе дорожного водоотвода можно отнести также подстилающий (дренирующий) слой дорожной одежды, устраиваемый из песка, гравия и других крупнозернистых материалов, который собирает воду, проникающую в основание дорожной одежды через обочины, а также трещины и швы в покрытиях. Дренирующие слои ДО в общем случае могут работать либо по принципу осушения либо по принципу поглощения. В начале периода оттаивания дренирующие слои работают по способу поглощения, после оттаивания поперечных выпусков, по способу осушения, который заключается в удалении из дренирующего слоя поступающей воды. Расчет дренажа-q=Khi (приток воды на пм длины дрены=коэф.Фильтрации*глубина воды в слое*уклон в водоносном слое).на длине l собирается расход воды, подлежащий отводу Q=lq


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: