Влияние сочетания элементов трассы на безопасность движения. Эпюра скоростей движения как характеристика безопасности движения. Коэффициент безопасности

Фактически каждая дорога является сочетанием участков с уклонами различной величины. На них имеются кривые в плане и продольном профиле с ограниченной видимостью, и, наконец, участки, где снижение скорости обусловливается правилами безопасности движения по дорогам (переезды через железные дороги, дороги в пределах населенных пунктов и др.). Скорость на разных участках дороги не остается одинаковой. На коротких участках с переменными уклонами автомобили не успевают развить скорость, соответствующую расчету по динамическим характеристикам. Возможность реализации в полной мере динамических качеств автомобилей и движения с высокими скоростями должна предусматриваться при проектировании дорог любой категории. Рациональное сочетание между собой смежных участков дороги не может быть правильно решено без учета восприятия водителями условий движения по дороге. Этот вопрос очень важен, но пока еще изучен в недостаточной степени. Изучение фактических скоростей движения автомобилей по дорогам показало, что большинство водителей предпочитают более спокойный режим движения со скоростями, меньшими, чем предусмотрены расчетом. Водитель как бы выделяет мысленно на дороге полосу, необходимую ему для уверенного ведения автомобиля. На дорогах, технические нормативы которых не удовлетворяют их требованиям, водители зачастую непроизвольно для самих себя как бы корректируют решения проектировщиков, заезжая при проезде кривых малых радиусов на полосу встречного движения для увеличения радиуса поворота или проезжая кривые со скоростями ниже расчетных для уменьшения возникающей центробежной силы. Этим они приводят траекторию автомобиля к удобным для себя "значениям коэффициента поперечной силы, скоростям нарастания продольного и поперечного ускорений и т. д.

Поэтому, чтобы дорога удовлетворяла требованиям удобства движения, ее элементы не должны затруднять управление автомобилем, а направление трассы должно быть совершенно ясным для водителей. Водитель оценивает условия движения преимущественно посредством своего зрения. Фиксация при помощи специальной аппаратуры объектов, привлекающих внимание водителей, показала, что в процессе движения взгляд водителя скачкообразно перебрасывается с одного объекта на дороге и придорожной полосе на другой, как бы выделяя опорные точки, вырисовывающие пространственный коридор, по которому он ведет автомобиль., в условиях однообразной местности (степь, однородная лесная просека) поступающее к водителю количество информации иногда бывает недостаточным для поддержания его активности. Это приводит к возникновению своеобразного полусонного состояния, при котором внимательность водителей ослабевает, продолжительность их реакции увеличивается и иногда самое незначительное неожиданное осложнение условий движения может стать причиной дорожного происшествия. При проезде дороги с часто и резко меняющимися по величине элементами трассы подобные внезапные возрастания эмоциональной напряженности повторяются неоднократно Хотя они протекают внешне незаметно, накапливаясь, эмоциональная напряженность снижает способность водителей быстро реагировать на изменение обстановки движения, следствием «его могут быть.ошибки, приводящие к дорожным происшествиям. Отсюда вытекает требование предусматривать при трассировании такое сочетание элементов трассы между собой и с элементами окружающего ландшафта, чтобы обеспечивалась оптимальная величина эмоциональной напряженности водителей. Дорога не должна быть ни монотонно однообразной, усыпляющей водителей, ни резко изменяющейся по величине допустимых скоростей на смежных элементах. Хорошей характеристикой условий движения является график коэффициентов безопасности, которыми называют отношение удобной и безопасной скорости проезда по какому-либо участку дороги (кривая в плане, мост) к максимально возможной скорости въезда на него с предшествующего участка. Дорога может считаться удачно запроектированной, если значения К Без>=0,8. Участки с К<0,4 очень опасны для движения, при КБев от 0,6 до 0,8—относительно опаcные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: