ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ В АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ
Наряду с выполнением регулирующих и административных функций органы исполнительной власти должны представлять интересы государства в открытых акционерных обществах, акции которых закреплены в государственной собственности. В соответствии с законодательством при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества могут приниматься решения о закреплении акций указанных обществ в государственной или муниципальной собственности. При этом в органы управления такими обществами назначаются представители государства.
Институт государственных представителей в акционерных обществах, где часть акций принадлежит государству, должен включать преимущественно профессиональных менеджеров, способных принимать обоснованные решения и быть проводниками интересов государства. Важно преодолеть те недостатки, которые были допущены в последние годы из-за недооценки роли этого института со стороны федеральных и региональных органов власти. Это относится к отсутствию ясности и четкости в определении целей представительства, установлении имущественной ответственности для снижения рисков государства. Целесообразно ввести строгую отчетность о состоянии дел в таких акционерных обществах и результатах реализации принимаемых решений. Разумеется, неодинаковыми должны быть требования, предъявляемые к акционерным обществам с разными долями участия государства.
На федеральном уровне функционирует орган — Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимуще-ство), которое, в свою очередь, создает в субъектах Федерации свои территориальные органы и устанавливает их полномочия. Указанный федеральный орган призван проводить единую государственную политику в области приватизации государственного имущества. С этой целью он осуществляет координационные функции, разрабатывает и издает соответствующие нормативные правовые акты, контролирует их выполнение. Данный орган разрабатывает проекты программ приватизации, организует их реализацию, осуществляет продажу федерального имущества, преобразовывает государственные унитарные предприятия в открытые акционерные общества, организует учет федерального имущества и ведение его реестра. Он является учредителем открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации, осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной собственности
1. Общественно-политические движения и их роль в обществе
Важную роль в политической жизни любой страны играют не только государственные институты, но и различные общественно-политические движения, ассоциации, объединения граждан.
Общественно-политические движения представляют собой добровольные формирования, возникающие как свободное волеизъявление граждан на основе общности интересов. Поэтому они всегда выражают интересы определенных социальных сил, классов, групп, действуют в защиту определенного группового интереса.
Характерными особенностями общественно-политических движений является их организованность и стремление реализовать свои цели политическими средствами, оказывая воздействие на власть, политические институты.
В развитие общественно-политических движений можно выделить определенные этапы.
1.Этап формирования, когда происходит определение, кристаллизация общих взглядов его участников. Такой механизм образования движения характерен для спонтанно возникающих объединений. Но общественно-политические движения могут инициироваться и каким-то центром, и тогда развитие их идет путем рекрутирования сторонников движения.
2.На следующем этапе происходит определение целей, задач, разработка программы движения.
3.Третий этап - этап активных политических действий, направленных на реализацию своих целей и программ.
4.Завершающий этап развития общественно-политического движения может быть различным: либо возможно его затухание, распад, либо перерастание в институт, то есть политическую партию. Таким путем, например, шло образование современной партии «зеленых».
Общественно-политические движения разнообразны и многолики, различаются по своим целям, степени организации, социальной базе и движущим силам, по взаимоотношению движений с властью. В этой связи их классификацию можно провести по самым различным основаниям.
Если взять за критерий отношение к политическому строю, то можно выделить следующие виды движений: консервативные, реформаторские, революционные и контрреволюционные.
Консервативные движения ставят своей целью сохранение существующих общественных структур, допуская лишь небольшие их изменения. Они против глубоких социальных преобразований, отстаивают фундаментальные ценности общества (черносотенные организации (дворяне, помещики) - «Союз русского народа» - сохранение существующего самодержавия, борьба с революционерами).
Реформаторские движения также направлены на сохранение существующего строя, но уже путем его усовершенствования, реформ, изменений, новаций. Реформаторские движения предусматривают действия в рамках существующего социального порядка. Большинство современных движений в западном мире относятся именно к этому типу (либеральное движение - кадеты и октябристы - выступали за конституционную монархию, а также частичную земельную реформу и введение рабочего законодательства).
Революционные движения стремятся разрушить действующую организацию общественной жизни и заменить ее принципиально новыми структурами (властными, экономическими, социальными) (н. 19 века - декабристы, которые в своих программах предлагали либо частичную, либо полную отмену монархии, введение республики (П.И. Пестель и его проект «Русская правда», Н.М. Муравьев - «Конституция»); эсеры - социалисты-революционеры предлагали социализацию земли, то есть уничтожение частной собственности на землю и передача ее в пользование общинам, а также выступали за свержение самодержавия и введение демократической республики; социал- демократы (большевики-ленинцы) - установление диктатуры пролетариата).
Контрреволюционные движения стремятся реставрировать старые порядки, разрушенные в ходе революции (белое движение).
Достаточно высокой степенью политизации отличаются современные экономические, антивоенные, женские, молодежные движения, имеющие широкий спектр политических целей. Они стремятся преобразовать современное общество. К таковым можно отнести движения за ненасилие как образ жизни, движение «зеленых» с их критикой «технологической цивилизации», расточительного стиля жизни.
Отличительной особенностью современных общественно-политических движений является широта их социальной базы, разнообразие участвующих в них социальных групп. В этих движениях объединяются люди различных возрастов, профессий, национальностей.
2.Политические партии и партийные системы
Термин партия латинского происхождения, означает часть, группа.
Политическую партию можно определить как устойчивую политическую организацию, объединяющую лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, культурно-национальными интересами для участия в осуществлении власти.
Официальное признание осуществляется путем регистрации партии, после чего она получает юридический статус.
Партия как политический институт имеет ряд существенных характеристик:
1) партия - это всегда носитель определенной идеологии, особой формы восприятия мира и места человека в нем;
2) партию как объединение отличает достаточно высокий уровень организации;
3) любая партия считает своей главной целью завоевание и осуществление власти, собственно для этого она и создается;
4) каждая партия стремится к укреплению своей социальной базы, к росту своего авторитета, расширению поддержки среди народа.
Политические партии выступают в роли посредника между обществом и властью. Партии обеспечивают связь между гражданским обществом и органами государственной власти. Они аккумулируют в своих установках, программных документах интересы определенных социальных групп, доводят их до власти, переносят их в сферу политики.
Признаки политической партии:
n социальная база и социальный состав;
n идеологические и программные установки;
n стратегия и тактика;
n принципы организации и характер внутрипартийных отношений;
n источники и способы финансирования партии.