Факторы эластичности спроса

Факторы, влияющие на эластичность спроса:

1) Наличие товаров – заменителей. Чем их больше, тем эластичней спрос на данный товар. (# разные марки автомобиля)

2) Размер дохода потребителей. Повышение или понижение дохода повысит эластичность спроса на данный товар. # высокий доход снизит спрос на дешевые и низкокачественные товары и наоборот.

3) Качество товаров.

4) Размеры запаса данного товара у потребителя. Чем больше запас тем спрос неэластичней.

5) В краткосрочный период спрос имеет тенденцию быть менее эластичным. (спрос на бензин летом меньше реагирует на изменение цены).

6) Время

7) Значимость товара для потребителя. (спрос на товар первой необходимости неэластичен) спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен.

 

Перекрестная эластичность спроса, формулы ее исчисления.

Показывает, на сколько процентов изменится спрос (предложение) одного товара при изменении цены другого товара на 1 процент.

 

X,y – первый и второй товары.

> 0 – товары взаимозаменяемые

< 0 – товары взаимодополняемые

= 0 – товары независимы друг от друга

Например, цена батона белого хлеба повысилась с 4 до 5 руб., в результате спрос на черный хлеб увеличился с 2000 до 3000 буханок. Рассчитав коэффициент перекрестной эластичности, который в данном случае равен 1,8, можно сделать вывод, что эти два вида хлеба являются взаимозаменяемыми товарами.

Определение взаимозаменяемых, взаимодополняемых или независимых товаров на основе перекрестной эластичности спроса.

Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемыми, коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба. Если товары являются взаимодополняемыми, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.

Например, цена батона белого хлеба повысилась с 4 до 5 руб., в результате спрос на черный хлеб увеличился с 2000 до 3000 буханок. Рассчитав коэффициент перекрестной эластичности, который в данном случае равен 1,8, можно сделать вывод, что эти два вида хлеба являются взаимозаменяемыми товарами.

Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и соответственно как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой, может отразиться на спросе на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию.

ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ - товары, способные в определенной степени заменять друг друга благодаря тому, что выполняют аналогичные функции, удовлетворяют те же потребности.

ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМЫЕ (ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩИЕ) ТОВАРЫ [complements] — товары, которые в совокупности удовлетворяют одну и ту же потребность (напр., фотоаппараты и химикалии для фотолюбителей, сосиски и горчица, автомобили и шины и т. д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: