Проверочная работа. 8 класс
(1) Осенью лес молчит. (2) Такая тишина. (3) 3а сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. (4)В предчувствии холодов умолкли птицы. (5)Ни звука. (6)В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. (7)Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.
(8)Я долго шёл по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (9)Дятел работал без устали. (10)На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». (11)В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (12)Я спрятался за куст, любуясь работой. (13)Дятел косился вниз, но продолжал работать. (14)В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. (15)Из кустов орешника грянул выстрел — дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на жёлтую траву упала птица. (16)Дятел не успел проглотить личинку — она так и осталась белеть в окровавленном клюве.
(17)Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (18)Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (19)В довершение всего он не знал, что делать с птицей.
|
|
(20)— Зачем?
(21)— А просто так...
(22)Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.
(23)Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюблённых в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (24)Кто должен научить их беречь и любить природу? (25)Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? (26)Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?
(По В. Пескову*)
Песков Василий Михайлович (род. в 1930 г.) — российский писатель, журналист, ведущий телепрограммы в «Мире животных» (с 1975 по 1990 гг.), путешественник. Известный фоторепортёр и корреспондент. Автор очерков, лирических миниатюр, рассказов на тему русской природы, жизни и труда людей
Задания А1—А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста.
К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1-А7 обведите кружком.
А1 Какое предложение связано с предыдущим при помощи лексического повтора?
1) 15 2) 16 3) 18 4) 19
А2 Почему парень понял, что встреча с автором не сулит ему ничего хорошего?
1) у парня была двустволка 2) у парня было много патронов
3) автор видел, как парень убил дятла 4) автор молчал
А3 Как автор назвал дятла?
1) санитар леса 2) музыкант 3) костяной молоточек 4) работник леса
А4 Прочитайте предложения 8—16. Укажите номера предложений, в которых употребляются контекстные синонимы.
|
|
1)8,9 2)12,13 3)13,14 4)14,15 А6 Укажите номер предложения, в котором используется фразеологизм
1)6 2)7 3)9 4)17
А5 Укажите предложение, в котором содержится олицетворение
1) Осенью лес молчит.
2) В предчувствии холодов умолкли птицы.
3) В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок.
4) Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?
А6 Какое значение имеет слово РАБОТА в прочитанном тексте (предложение № 12)?
1) занятие, труд, деятельность
2) служба, занятие как источник заработка
3) производственная деятельность по созданию чего-нибудь
4) продукт труда, готовое изделие
Задания В1—В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В14 записывайте словами или цифрами.
В1 Замените слово (НЕ) СУЛИТ изпредложения 18 стилистически нейтральным синонимом (словом или словосочетанием). Напишите этот синоним.
В2 Из предложений 8—16 выпишите слова, написание которых определяется орфограммой Полные страдательные причастия пишутся с двумя буквами НН.
В3 Среди предложений 5—15 найдите предложения с вводными словами. Напишите номера этих предложений.
В4 Из предложений 1—3 выпишите слова с проверяемой безударной гласной в корне.
В5 Среди предложений 18—23 найдите предложения, в которых есть однородные члены. Напишите номера этих предложений.
В6 Из предложений 1—10 выпишите слово, написание приставки в котором определяется значением присоединение, приближение.
В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), которая(-ые) указывает(-ют) на запятую(-ые), обозначаю-щую(-ие) сочинительную связь между частями сложного предложения.
Кажется,(1) не по дереву,(2) а по тугой струне стучит костяной молоточек.Дятел косился вниз,(3) но продолжал работать.
Из кустов орешника грянул выстрел — дробью сорвало источенную червями кору,(4) и вместе с ней на жёлтую траву упала птица.
В8 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.
Я долго шёл по ельнику,(1) пока не у видел единственного в безмолвном лесу музыканта.Кто должен разъяснить им,(2) что лес без птиц скучен и неприветлив?
В9 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном определении.
Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой,(1) со скрипящим поясом,(2) полным патронов.