Вопросы и задания. 1. Сформулируйте определение понятия «новые информационные технологии»

1. Сформулируйте определение понятия «новые информационные технологии».

2. Перечислите преимущества СНИТ перед другими средствами обучения.

3. Назовите проблемы применения СНИТ при обучении экологии.

4. Какие виды технических средств обучения применяются в настоящее время?


7.5. Вербальные средства обучения экологии

Учебнаялитература по экологии. В настоящее время существует большой выбор учебников и учебных пособий, призванных обеспечить реализацию образовательных и учебных программ. Поэтому умение анализировать учебную литературу, выяснять уровень ее соответствия существующим требованиям — насущная необходимость. О значении учебников еще в XVIII в. предельно ясно высказался Д.Дидро: «Без них на обучение уходило бы много времени и много усилий, и в конце концов ученики получили бы неполные и неглубокие знания. Пособия нужны для всех возрастов и по всем предметам». К учебной литературе относятся следующие виды изданий: учебники, учебные пособия, книги для чтения; экологические практикумы; словари, справочники, определители; тетради на печатной основе; дидактические материалы для самостоятельных работ.

В первую очередь эта литература адресована учащимся. Учителя, специалисты в области экологического образования нуждаются также в других видах учебных изданий, а именно: 1) нормативные документы (в том числе учебные планы, образовательные стандарты); 2) учебные пособия и учебники по теории и методике обучения экологии; 3) современная научная литература по проблемам экологии; 4) методические пособия; дидактические материалы по экологии; методические разработки уроков, экскурсий, внеклассной и внеурочной работы по экологии и т.д.); 5) научно-методические журналы.

Цели и содержание экологического образования диктуют не только многообразие учебных изданий, но и приведение их в систему. Поэтому в последнее время актуальность приобрело создание учебно-методических комплексов, которые как главный элемент включают учебник и сопровождающие его методические пособия, рекомендации для учителя, хрестоматию для учащихся, дидактические материалы, практикумы, рабочие и контрольные тетради для учащихся.

Структура учебника экологии. Учебник отражает содержание учебной дисциплины в соответствии с требованиями стандарта к минимуму содержания экологического образования и к учебной программе. Он соответствует ведущим требованиям современной науки экологии, имеет определенное целевое соответствие и играет роль ядра системы средств обучения. При выборе учебника, по которому предстоит работать учителю и учащимся, следует тщательно проанализировать не только форму представления учебного материала (текстовый компонент, иллюстрации), но и систему обслуживания (методический аппарат и аппарат ориентировки).

Инфраструктура учебника (по В. Г. Бейлинсону) приведена ниже:


Форма представления учебного материала в учебнике включает основной текст, дополнительный текст, пояснительный текст, иллюстративный материал.

Основной текст характеризуется строгим соответствием программе, системностью изложения базового учебного материала. Его назначение — быть каркасом структуры учебника.

Предназначение дополнительного текста состоит в подкреплении доказательности основного текста, необходимой конкретизации, позволяющей лучше понять основное содержание; в стимулировании интереса учащихся к изучению учебного предмета.

В качестве дополнительного текста может выступать описание, анализ фактов, более подробное рассмотрение сложного понятия, история научных открытий и т.д. Дополнительные тексты распределяются на группы.

1. Тексты, непосредственно связанные с основным содержанием, включаются в структуру каждого параграфа и поэтому сравнительно небольшие по объему (ссылки, напоминания).

2. Текст, составляющий особый параграф внутри главы, служит для повышения убедительности основного текста.

3. Тексты, составляющие целые главы, даже разделы дополнительного текста, располагаются, как правило, в конце учебника.

Тексты второй и третьей групп имеют самостоятельное значение в учебно-воспитательном процессе, они стимулируют интерес к изучаемому предмету, к данному учебнику. Тексты второй группы должны иметь постоянный заголовок, например: «это интересно узнать», «эрудиту», «это полезно знать», «для любознательных» и т.д.

Пояснительный текст призван обеспечить доступность восприятия учебника учащимися и направлен на стимулирование их самостоятельной деятельности. Примером пояснительного текста может служить комментарий к картам, схемам, гистограммам, блокам иллюстративного материала; примечания, словари терминов, расшифровка символических обозначений, используемых в данном учебнике.

Иллюстративный материал — это изображения и элементы, связанные с изображением.

 
 


Иллюстрации могут раскрывать свойства изучаемого объекта и частично заменять текст; раскрывают содержание наравне с текстом; выполняют функцию обслуживания текста.

Системой обслуживания учебника выступает аппарат организации усвоения, включающий инструктивно-методические материалы (предисловие к учебнику, заключение, планы перед параграфами; памятки, инструкции и т.д.); вопросы и задания в начале и конце параграфа, темы, раздела; лабораторный практикум; условные выделения шрифта в тексте.

Инструктивно-методические материалы — это в первую очередь предисловие, содержащее информацию о том, как работать с учебником. Здесь кратко и четко должны быть объяснены основные символы, принятые в учебнике, структура учебника, местоположение основных компонентов. Следует помнить, что, приступая к изучению курса или крупного раздела, необходимо отвести достаточное количество учебного времени на анализ этого материала. Учащиеся должны легко ориентироваться в учебнике, поэтому основные моменты целесообразно закрепить, потренироваться в нахождении того или иного учебного материала.

Определенное дидактическое значение имеют форзацы учебника (листы бумаги, скрепляющие переплет с книжным блоком). Форзацы несут определенную методическую нагрузку. Информация, отраженная в них, обычно используется в процессе обучения многократно. Это могут быть схемы, таблицы, систематизирующие учебный материал.

Функции учебника экологии. Важнейшим средством обучения экологии служит учебник. Он выполняет следующие функции.

· Информационная функция: учебник экологии выступает как основной источник информации по предмету «экология».

· Трансформационная функция. научные знания по экологии специально адаптируются в учебных целях, т. е. они выбираются в соответствии с дидактическими принципами и ведущими идеями предмета «экология».

· Систематизирующая функция: учебник представляет собой систему, включающую все компоненты содержания экологического образования, которые отражены в основном, дополнительном, пояснительном тексте, иллюстративном материале, аппарате организации усвоения, аппарате ориентировки.

· Установление межпредметных связей: в учебнике в обязательном порядке учтены и установлены взаимосвязи естественнонаучных знаний, что особенно важно для формирования у учащихся понимания научной картины мира.

· Закрепление и самоконтроль: в учебнике экологии должны быть предусмотрены возможности для организации самостоятельной деятельности учащихся и самоконтроля знаний. Этому способствуют таблицы, иллюстрации, указатели терминов, лабораторный практикум, система вопросов и заданий разного уровня познавательной активности.

· Развивающая и воспитывающая функция: возможность учебника развивать личность учащегося, формировать у него ценностное отношение к природе.

Методические рекомендации по работе с учебником. При условии соблюдения основных требований, предъявляемых к учебнику экологии, существенно расширяются методические возможности работы с ним. Ни в коем случае применение учебника не должно сводиться лишь к чтению текста параграфов. Прежде всего учитель должен сформулировать задание, которое необходимо выполнить при работе учащихся с учебником. Не следует пренебрегать такими заданиями, как «выделить главное», «составить план ответа», «сформулировать вопросы», «сравнить рисунки», «проанализировать таблицу, график» и т.д.

Рассмотрим некоторые приемы работы с учебником на уроке.

I. Прием «Инсёрт» (разметка текста). Учащимся предоставляется фрагмент учебной статьи из учебника (это может быть часть основного, дополнительного или пояснительного текста) и предлагается с помощью карандаша условно разметить на полях степень новизны для них данного текста. Разметки можно сделать по схеме: «знал раньше»; «узнал»; «хотел бы узнать больше» или: «знал»; «уточнил»; «не знал».

Целесообразность вышеописанного приема состоит в том, что удается выяснить, насколько материал учебника соответствует принципу преемственности и последовательности изложения учебного содержания, а также насколько текст учебника влияет на познавательную мотивацию к учению.

II. Прием применения текста для развития понятий. Вниманию учащихся предлагаются два абзаца текста из одной учебной темы (или разных тем одной главы). Работа учеников с текстом организуется по плану:

· внимательно изучите текст абзацев;

· определите и запишите идеи, объединяющие понятия (и их определения), факты, правила, описанные в этих двух абзацах текста.

Такой прием обеспечивает усвоение учащимися понятийного аппарата; способствует развитию навыков систематизации, классификации и обобщения учебного материала. (Справка: классификация — подразделение по выбранному критерию) существенных признаков объекта на группы; систематизация — установление связей между группами, полученными в ходе классификации; обобщение — объединение элементов в одно множество).

III. Прием по составлению плана или конспекта текста учебника. Учащимся предлагается изучить фрагмент текста параграфа или целый параграф учебника и составить план или конспект текста. При работе использовать памятку:

КАК СОСТАВЛЯТЬ ПЛАН ТЕКСТА УЧЕБНИКА (памятка для учащихся)

1. Прочитайте заглавие параграфа и подумайте, какой смысл вложен в заголовок?

2. Прочтите внимательно заданный параграф и постарайтесь выделить в нем и понять новые термины.

3. Рассмотрите и постарайтесь понять относящиеся к тексту рисунки и их части.

4. Прочтите абзацы по отдельности и определите, что и о чем говорится в каждом абзаце.

5. Составьте план прочитанного текста (пунктами плана могут быть заглавия абзацев).

6. Закройте книгу, расскажите по этому плану весь текст, постарайтесь понять и запомнить его содержание.

7. Ответьте на все вопросы в конце параграфа или данные учителем.

IV. Прием «Предвосхищение при чтении». Учащимся предлагается, не дочитывая часть параграфа, содержащего какую-либо проблему, самостоятельно сделать прогноз и предугадать ее решение. А затем их внимание незамедлительно обращается на продолжение текста параграфа, в котором дана развязка проблемы.

V. Прием составления и заполнения таблицы на основе текста учебника. Учитель чертит на доске графы таблицы и предлагает учащимся самостоятельно заполнить ее: а) используя только текст учебника; б) используя только рисунки учебника; в) используя текст и рисунки учебника.

Можно предложить несколько усложненное задание: ознакомиться с текстом, выявить экологический объект, явление, процесс и т. д., самостоятельно подобрать критерии, по которым данный объект, явление или процесс можно оценить и построить таблицу «критериального оценивания». Такой прием работы с учебником целесообразно применять при сравнении понятий о средах жизни, экологических факторах, биогеоценозах и агроценозах.

VI. Прием «Кодирование и декодирование». Учащимся на основе изучения фрагмента текста учебника нужно представить его в виде опорного конспекта (или ментальной карты) или в виде схематизированного рисунка. После представления схематизированного изображения на доске учащимся (не являющимися авторами изображения) предлагается по данному рисунку пересказать текст.

Рабочие тетради. Важным компонентом учебно-методического комплекта служат тетради на печатной основе, включающие различные виды заданий, позволяющие активизировать деятельность

учащихся, повысить их самостоятельность при выполнении заданий, целенаправленно развивать у них интеллектуальные и учебные умения. Задания, помещенные в рабочей тетради, должны соответствовать разным уровням познавательной активности учащихся: репродуктивному («что такое?», «кто такой?»), частично- поисковому (сравнить, установить причинно-следственные связи) и творческому (решение проблемных вопросов и экологических задач).

Кроме того, в тетради могут содержаться инструкции по проведению лабораторных работ, план наблюдения за природными объектами, таблицы для фенологических наблюдений, картосхемы, иллюстрации. Тетради предназначены для разового использования. Достоинства рабочих тетрадей — четкость заданий, поскольку представлены алгоритмы их выполнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: