Разрешено ли снимать сотрудников полиции и Росгвардии при исполнении ими своих обязанностей?

 

Запретов на это законодательство не содержит. Наоборот, статья 8 закона «О полиции» закрепляет принцип «открытости и публичности» в ее деятельности. Похожий принцип «гласности» содержался в ст. 3 закона «О милиции».

В законе «О войсках национальной гвардии...» («Росгвардии») такого принципа нет, однако это не значит, что снимать ее служащих запрещено. В данном случае действуют общие принципы свободы получения информации, описанные в Конституции и законе «Об информации...»

Единственный случай правомерного запрета распространения сведений о Росгвардии закреплен в ч. 3 ст. 23 закона «О войсках...» -- запрещено распространять информацию о местах дислокации органов управления ее войск и органов управления ими, а также необходимо обеспечивать «конфиденциальность сведений» о сотрудниках Росгвардии и членах их семей. Исходя из смысла понятия «конфиденциальности» можно сделать вывод о том, что речь идет об охране разного рода тайн и частной жизни сотрудников, то есть, той информации, доступ к которой ограничивался изначально. Но в то же время можно предположить, что эта статья будет широко использоваться и для ограничения сбора информации о Росгвардии, в том числе съемки ее сотрудников в общественных местах.

Открытость и доступность информации о деятельности государственных органов гарантирует и закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (ст. 4). Принцип «публичности и открытости деятельности государственных органов» закреплен в ст. 3 закона «О противодействии коррупции», ст. 3 закона «О системе государственной службы в Российской Федерации» и ст. 3 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г.  2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (п. 3) устанавливает, что деятельность государственных органов осуществляется на принципах информационной открытости, что может выражаться, в частности, «в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан».

Требование сотрудника полиции прекратить съемку не является правомерным, и привлекать за отказ его выполнить к ответственности по статье 19.3 КоАП нельзя. Если запрет на съемку существует, то сотрудник полиции, в соответствии со ст. 5 закона «О полиции» должен разъяснить причину и основания этого запрета, т. е., указать нормативный акт, запрещающий съемку.

Снимать сотрудников ГИБДД было разрешено Приказом МВД от 2 марта 2009 г.  185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». В пункте 25 Регламента сотрудникам ГИБДД запрещалось препятствовать использованию записывающей аппаратуры участником дорожного движения, если оно не запрещено законодательством. В нынешней версии регламента такого разрешения нет, но его и не требуется, поскольку съемка для обычных участников дорожного движения разрешается вовсе не регламентом, написанным для ГИБДД.

В зданиях отделов внутренних дел, в соответствии с Инструкцией по обеспечению режима секретности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 5 января 2004 г.  3--1, устанавливается пропускной режим, в рамках которого могут быть введены запреты и на съемку. Доступ на «режимную территорию» по несекретным вопросам осуществляется по решению руководителя органа внутренних дел или уполномоченного им сотрудника (обычно это оперативный дежурный).

Подробности того, как регламентирует это Инструкция, мы привести не можем, поскольку сама она секретна. Поэтому, снимая внутри помещений органов внутренних дел необходимо быть готовым к тому, что от вас потребуют прекратить съемку именно со ссылкой на «пропускной режим». Также при обосновании запретов используются ссылки на секретный приказ МВД от 11 марта 2012 г. № 015 «О мерах по обеспечению режима секретности в органах внутренних дел Российской Федерации».

Ранее съемка в зданиях органов внутренних дел ограничивалась на основании приказа МВД от 11 января 2013 г. № 11дсп «Об утверждении Типовой инструкции о пропускном режиме на объектах, находящихся в ведении территориальных органов МВД России, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел». Как правило, инструкции, принимаемые на основании этого приказа, соответствовали утвержденной типовой инструкции.

Для осуществления съемки, а также допуска на территорию представителей средств массовой информации инструкция требовала письменного разрешения начальника ОВД. Приказ стал предметом судебного обжалования и был отменен (скорее всего, взамен него был принят новый приказ «дсп» с теми же ограничениями [Еще на стадии проекта приказ № 11дсп был опубликован (docs.pravo.ru/document/view/28105364/28385160/), можете ознакомиться с ним, чтобы примерно представлять ограничения, которые могут действовать на территории отделов внутренних дел.]).

За нарушение такого запрета может быть применена статья 19.3 КоАП, устанавливающая ответственность за неповиновение законному требованию сотрудника полиции.

Кодексом об административных правонарушениях предусмотрено освобождение от ответственности за правонарушение, совершенное в состоянии крайней необходимости. Эта норма может быть применена в том случае, если съемка проводится для фиксации каких-то нарушений закона полицейскими, но доказать это на практике может быть затруднительно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: