Природа сознания состоит в определении его как особой разновидности психической деятельности человека.
Сознание – свойство высокоорганизованной материи – мозга человека, продукт и необходимая сторона трудовой деятельности, существующее на основе общественных форм жизни. Отличие сознания человека от психики животных:
1) целеполагание - целесообразное поведение;2) абстрактное мышление - конкретно-предметное мышление; язык (вторая сигнальная система) звуки (первая сигнальная система)
3) самосознание - отсутствие рефлексивных форм.
Сознание – свойство высокоорганизованной материи мозга человека, высшая форма психики, которая способна отражать мир в форме идеальных образов, характеризующаяся при этом целеполаганием, языковым мышлением и самосознанием.
Способ жизнедеятельности человека отличен от жизни животных. Человек приспосабливается к миру путем изменения внешней среды, приспосабливая ее к своей жизнедеятельности. Формой жизнедеятельности его является труд. Чем активнее человек в этом процессе, тем ярче проявляется его человеческая сущность. Сознание детерминировано практикой человека, его трудом, возникает из практики.
|
|
Сознание формируется в онтогенезе. Процесс развития труда – процесс становления человека и его мышления.
Возникновение и генезис сознания составляют три взаимосвязанных и взаимообусловленных историко-генетических процесса:
антропогенез; социогенез; культурогенез.
Концепции происхождения сознания:1. Мифологическая. 2. Теологическая. 3. Идеалистическая.4. Материалистическая.
Сущность сознания заключается в его принадлежности к идеальной реальности.
Специфика сознания как высшей формы отражения действительности состоит в:а)осознанном характере деятельности, б)творческом характере понимания и отражения действительности в виде преобразовательной деятельности;
Сознание имеет сложную структуру, включающую в себя:
- элементы подсознания, бессознательного;
- собственно сознание, состоящего из: а)феноменов чувственного восприятия (ощущения, восприятия, представления), эмоций;б)абстрактного мышления (понятия, суждения, умозаключения), в)языка как ядра второй сигнальной системыг)памяти; способности воспроизводить информацию.д) самосознания;е) ценностно-целевых установок.