Вопрос о познаваемости мира в философии. Познавательное и ценностное отношение человека к миру. Субъект и объект познания. Многообразие форм познания

Способы разрешения вопроса о познаваемости мира.

1) Гносеологический оптимизм: “ДА”, мир познаваем. (объективные идеалисты, материалистические течения)

2) Скептицизм: Отчасти явления мира можно познать, но сам мир “НЕТ”. (античные скептики, Кант) а) признает возможность получения знания о мире, но б) утверждает, что это знание не может быть абсолютно истинным, достоверным, соответствующим миру.

3) Агностицизм: Мир принципиально познать НЕЛЬЗЯ” (софисты, представители субъективного идеализма Юм, Беркли, Мах, Авенариус

В самом широком смысле объект познания - вся объективная реальность, то, что познается. Объект - определенная область материальной действительности во всем ее многообразии, вовлеченная в процесс ее изучения субъектом. Вещь отлична от объекта познания, тем что она выступает безотносительно к субъекту познания. Объект - сама реальность или какой-то ее фрагмент, освоенный человеком. Предметом познания выступает одно из конкретных проявлений данного объекта (его сторона, качество, свойство, отношение и пр.).

Под субъектом познавательной деятельности понимается прежде всего человечество в его историческом развитии, хотя в конкретном процессе познания участвует не человечество в целом, а те или иные индивиды, группы людей, социальные общности и т.д.

В процессе познания всегда существует взаимодействие субъекта и объекта. Причем, это гносеологическое отношение носит характер активности, единства и противоположности этих сторон.

Типы, формы и модели познания

Познание многообразно по формам отражения действительности. Оно выступает в форме: 1) индивидуально-субъективного знания (личные восприятия и представления вещей) и 2) объективированного (вне человека существующего) знания: литература, научные теории и пр.

Познание разделяют по типам, по глубине отражения той или иной сферы жизнедеятельности:

1.элементарное познание (характерно для высших животных);

2.житейское (строится на жизненном опыте и здравом рассуждении);3. донаучное (добытое знание приближенное, построенное на предположении или вере);4. художественное, вненаучное (построенное на эстетическх образах, культурных фенностях);5. научное (обоснованное, доказанное с помощью неопровержимых научных данных). Оно, в свою очередь, разделяется на: а) естественнонаучное, б) техническое, в) социально-гуманитарное. Последнее, в частности, также можно разделить на: этическое, юридическое, филологическое, экономическое и т.д.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: