Пропорциональная система

Основные виды избирательных систем

Выбор основных элементов электоральной формулы- соотношение пропорциональной и мажоритарной систем, заградительный барьер, одномандатные и многомандатные округа, открытые и закрытые партийные списки.

Тип избирательной системы определяется тем, какое количество голосов избирателей требуется для победы на выборах или для получения мест в парламенте.

Основные типы систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная. *Некоторые выделяют в разновидности - полупропорциональные, преференциальные и их разновидности.

 

Мажоритарная система

Голосование за отдельных кандидатов (независимых или выдвинутых от партий по одномандатным округам или по единому округу). Избранным считается тот кандидат, за кого подано больше всего голосов; голоса, поданные за соперников, не учитываются. Система обычно применяется при выборах должностного лица (президента, губернатора). Если она применяется для коллегиального органа власти. то под нее создаются одномандатные округа - в каждом выбирается один депутат.

В странах с длительными демократическими традициями политическая жизнь давно монополизирована политическими партиями, представители которых и баллотируются на выборах, а затем образуют в парламенте и правительстве соответствующие фракции, действующие организованно.

В странах, где партийная система находится в стадии становления, возникающие политические партии большого авторитета не имеют, поэтому выборы по мажоритарной системе создают мало организованные органы власти (парламент, прежде всего).

Шансы на избрание имеют люди, которые умеют ярко говорить, зажигать массы привлекательными лозунгами, но не всегда способные к тщательной рутинной работе в законодательном институте, когда демонстрация собственной личности не требуется.

Две разновидности: система абсолютного и относительного большинства (в зависимости от того, какое большинство требует избирательный закон).

· Система относительного большинства (США, Великобритания, Франция, Япония, Индия, Россия и т.д.) предполагает, что кандидату необходимо собрать больше голосов, чем любому его сопернику. Число голосов, необходимых для избрания, напрямую зависит от количества кандидатов, баллотирующихся в округе - чем их больше, тем меньше требуется голосов (например, если кандидатов больше 10, то требуемое количество голосов будет менее 10%, поэтому получается, что кандидат реально выбран абсолютным меньшинством, хотя формально относительным большинством). В этом ее основной недостаток. Поскольку голоса, поданные за неизбранных депутатов, пропадают, часто случается, что партия, которая по стране имеет большинство голосов, в парламенте получила меньше месть. Система обычно применяется при местных выборах. Чаще всего. в законодательстве стран, где она используется, не предусмотрена ни обязательность участия избирателей, ни минимальная доля их участия, необходимая для признания выборов действительными (например, в Великобритании, если в избирательном округе выдвинут 1 кандидат, а явка нулевая, то он считается выбранным без голосования, так как ему достаточно проголосовать за самого себя).

· Система абсолютного большинства (50%+1голос)- чаще используется на выборах президентов. Если ни один претендент не получает нужного количество голосов, то проводится 2-ой тур голосования. Ее достоинство в том, что избранный действительно является представителем большинства. Однако сама процедура выборов- менее результативна: обычно устанавливается нижний порог явки избирателей (50% избирательного корпуса) и если он не перейден, выборы будут считаться недействительными (считается либо общее число поданных голосов, либо те голоса, которые признаны действительными; чем больше кандидатов по округу, тем меньше шансов, что кто-нибудь получит требуемое большинство- 50%+1). Как выходят из этой ситуации - перебаллотировкой кандидатов или вторым туром голосования. Обычно участвуют 2 кандидата, получившие в первом туре большинство, иногда во второй тур проходят все кандидаты, получившие в первом туре голосов не менее 12,5%, как на выборах во французское Национальное собрание. Во втором туре для избрания достаточно относительного большинства (в Германии и во втором туре требуется абсолютное большинство, а относительное только в третьем туре). В этой модели тоже есть вероятность, что партия, получившая большинство голосов, будет иметь меньше мест в парламенте, хотя тут она меньше- если ее избиратели сосредоточены в небольшом числе избирательных округов, а избиратели партии меньшинства добьются хотя бы небольшого преимущества в большинстве избирательных округов (хрестоматийный пример- выборы в палату депутатов французского парламента 1958г., когда коммунисты, получив абсолютное большинство голосов по стране, получили в палате всего 10 мест, а Объединение в поддержку республики, собравшее голосов несколько меньше, 144 мандата - почти в 19р. больше).

· Система квалифицированного большинства- 2/3, или 3/4 от общего числа поданных голосов.

 

Наиболее популярные первые две системы. Система хороша тем, что позволяет легко формировать правительство, но при этом не отражает реальной расстановки политических сил в стране. Может победить партия, которая реально не пользуется поддержкой большинства избирателей, так как ее соперница, по совокупности, получает больше голосов. Такое возможно, например, при неравномерной концентрации в избирательных округах сторонников разных партий.

Мажоритарная модель лишает представительства на общенациональном и региональном уровне различные меньшинства (этнические, религиозные, политические и т.д.), если те не составляют большинства населения в своем избирательном округе.

Манипулирование выборами в одномандатных округах вероятно, если избирательные округа нарезаны таким образом, чтобы объединить районы, в которых преобладает влияние оппозиционных партий с теми районами, где доминирует влияние правящей партии (например, послевоенная Япония – в индустриальных районах преобладало коммунистически настроенное население и коммунисты, чтобы не допустить их в парламент, эти районы объединили с сельскими, в которых преобладали консервативные настроения).

Мажоритарная система противоречива по форме исполнения. Как определить большинство - если на избирательные участки явились не все, а например 20% (у нас в 2001т. пришли и того меньше), то победитель даже если и набрал 50%+1 будет выражать волю меньшинства. А если при низкой явке есть еще пара сильных кандидатов, которые оттянут на себя голоса, и они распределяться почти поровну- например 16% и 25%.

Используется в 29 странах. Почти во всех (кроме Японии) величина округа равна 1. Тенденция к этой системе наблюдается на уровне местного самоуправления (пришло из Англии). Но таит в себе много несправедливости. Для англичан это не аргумент, они привыкли к аристократизму- а вот почему прижилась и в России- тема иная.

Мажоритарная система в сочетании с двухпартийностью способствует утверждению политики противостояния, т.е двухпартийной политике, при которой каждая партия занимает крайнюю позицию и использует власть для того, чтобы на 180 гр. изменить политику своих предшественников.

Преимущества в целом:

 

1. Избирательные бюллетени составлены кратко и ясно; избиратели голосуют за конкретного человека, который представляет свою партию. Обычно там, где она применяется, победитель выигрывает со значительным перевесом (США, Великобритания). Избранные депутаты представляют конкретные избирательные округа и должны оттаивать их интересы, если хотят быть переизбранными на второй срок, что обеспечивает относительно тесную связь депутата с его избирателями. Депутаты чаще встречаются с избирателями, разъясняют им свои программы, принцип обратной связи представлен более эффективно.

2. Система дает возможность участвовать в выборах независимым кандидатам.

3. Система способствует победе крупных политических партий, позволяет формировать устойчивые правительства, препятствует созданию многочисленных фракций в парламенте (хотя сильные региональные партии могут и осложнять результаты выборов).

4. Система способствует образованию сильной оппозиции, которая вырабатывает альтернативный политический курс, способствует развитию двухпартийной политической системы.

5. При выборах по одномандатным округам, проявляется тенденция по формировании коалиции накануне выборов (против какой-нибудь третей партии), поскольку есть только одно место, для получение которого надо поучить относительное большинство голосов, что облегчает проблему выбора для избирателя (хотя это не специфично именно для мажоритарной системы).

 

Недостатки:

1. Партия может получить абсолютное большинство мест в парламенте, набрав меньшее количество от общего числа поданных голосов. То есть у власти кажется правительство, которое не устраивает большинство избирателей. (Часто в Великобритании - большинство голосов в парламенте у партии есть, а по стране нет. Эта страна дает еще один пример того, что сильная третья партия может получить минимальное количество мест в парламенте).

2. Значительная часть избирателей отсекается от выборного органа (их лишают права голос по факту), так как голоса, отданные за проигравших кандидатов, пропадают.

3. Партии меньшинства обычно не представлены в парламенте, если только они не сконцентрированы в каком-то одном регионе. Происходит сокращение представительства политических партий во властных структурах. Своих кандидатов проводит только победившая партия. Она особенно не выгодна небольшим и малым партиям, для которых шансов нет вообще, поскольку они не смогут бороться с массовыми партиями

4. Возникают диспропорции между числом полученных мандатов и количеством проголосовавших за них избирателей. Партия, которая по стране получила больше голосов, может получить меньшее количество мест в парламенте (Великобритания- сильная третья партия может получить минимальное количество мест в парламенте).

5. Новым партиям трудно превратить поддержку избирателей в парламентские места.

6. Однопартийные правительства, опирающиеся на значительное парламентское большинство (характерные для мажоритарной системы) часто сталкиваются с сильной внутренней оппозицией и становятся жертвами внутрипартийной борьбы. Противоречия, которые в иных обстоятельствах, существовали бы между партиями, проявляются внутри одной партии.

 

Пропорциональная система

 

Очевидная несправедливость мажоритарной системы, породила систему пропорционального представительства (в Испании требование пропорционального представительства конституционно). Система подразумевает голосование по партийным спискам и распределение мандатов между партиям строго пропорционально числу поданных голосов (выборы проводятся либо по единому округу, либо по многомандатным округам). При этом определяется так называемый избирательный метр - наименьшее количество голосов, необходимое для избрания одного кандидата (избирательная квота).

Пропорциональная система сейчас наиболее типична - Австрия, Бразилия, Дания, Португалия, Нидерланды, Латвия, Швейцария, Италия, Бельгия, Финляндия, Франция.

Часто действует заградительный барьер- определяется минимальное число голосов (в %) которое должна собрать партия, чтобы принять участие в распределении мандатов. Если партия его преодолевает, встает вопрос о том, кому достаются мандаты. Действует 2 принципа: принцип очередности (мандаты распределяются в соответствии с номером кандидата в списке), и принцип преференциальности (избиратели могут изменять места кандидатов в списке по своему усмотрению, если голосуют по открытым спискам; закрытие списки предполагают голосование за список целиком).

Ее модификации:

· Пропорциональная система на общенациональном уровне, когда избирательные округа не вычленяются и избиратели голосуют за политические партии в масштабе страны.

· Пропорциональная система в многомандатных округах, когда избиратели голосуют за представителей партий в масштабе округа, при этом места в парламенте распределяются в зависимости от влияния партии в округе.

· Пропорциональная система ориентированная на голосование по открытым и закрытым спискам

· Пропорциональная система ориентированная на «панашаж»-мешанину. Голосование по спискам, но избиратель имеет право выразить предпочтение по поводу независимых кандидатов, баллотирующихся в данном округе, независимо от их партийной принадлежности. Можно голосовать одновременно за одну партию, и выражать предпочтение не принадлежащему ей кандидату.

 

 

К достоинствам этой модели относят то, что в сформированных с ее помощью органах власти, представлена более реальная картина политической жизни общества, расстановка политических сил. Дает даже относительно мелким партиям места в парламенте. Эта реальная перспектива для малой партии добиваться сторонников и способствует сохранению многопартийности.

В первые годы советской власти она была, потом, когда осталась одна партия, модель изменилась. Сталин постарался создать такую систему избирательных комиссий, которые обеспечивали нужные результаты выборов.

Важная роль- электорального (заградительного) барьера –минимально необходимый процент голосов который должна получить партия, чтобы ее допустили к распределению мест в парламенте. Барьер работает против малых партий - чтобы они не участвовали в работе парламента. Самый низкий электоральный барьер в Израиле -1%, самый высокий в Лихтенштейне, в Японии-17%, Египет-8%, типичные барьеры- 4-7%. (Швеция-4%). Партии не преодолевшие этого барьера не получают ни одного места. Правило направлено на то, чтобы снизить партийную фрагментарность в парламенте, но в Португалии он запрещен. Первой его ввела Германия по поводу распределения мандатов в бундестаге (5%). Сочетание справедливости с целесообразностью.

В странах со сложившейся партийной системой ущерб от барьера минимальный. А там где стабильной партийной системы нет- в результате его введения пропадает значительное количество голосов избирателей. (Россия - на выборах 1995г. пропало около 50% голосов, на выборах 2003г.-около 30% при заградительном барьере 5%). Выход- в создании крупных политических объединений.

Мандаты распределяются по разному. Есть разные методы:

· Определение избирательной квоты (метра)-число голосов, необходимое для избрания 1 депутата. На квоту делится общее число поданных голосов, собранной каждой партией из допущенных к выборам и получается количество мандатов.

· Простейшая квота- квота Хейра (английский адвокат высшей квалификации). Деление общего число поданных голосов на число распределяемых мандатов (есть округ от которого избираются 7 депутатов по спискам от 5 партий; всего подано 375 голоса. Квота Хейра = 375: 7= 53,6. Результаты каждой партии делятся на квоту…). Если после распределения мандатов остаются голоса, то их распределяют разными методами: метод наибольшего остатка (на выборах в российскую Думу)- нераспределенные мандаты переходят к партиям, имеющим наибольшие неиспользованные остатки голосов; метод наибольшей средней; улучшенные квоты).

 

 

Основной недостаток - часто формируется нестабильное правительство, если ни одна партия не имеет устойчивого большинства в парламенте. Коалиция разнородных по своим целям и интересам партий приводит к межпартийным конфликтам, отличается непоследовательностью и противоречивостью в решениях. Ослабевает связь между избирателями и парламентариями, поскольку голосование идет за партии, а не за конкретных лиц. Списки кандидатов составляются в узком партийном кругу из числа проверенных товарищей, тем самым усиливается зависимость кандидатов от партийного аппарата и ослабляется зависимость от электората (эта система привела в власти национал-социалистов посте Веймарской республики в Германии).

Пропорциональная модель- где каждый голос имеет значение для получения мест в парламенте, обычно имеет и большее число голосующих, по сравнению с мажоритарной системой.

 

Достоинства системы:

1. позволяет точнее, чем мажоритарная модель, учитывать политические предпочтения избирателей. В сформированных с ее помощью органах власти, представлена более реальная картина политической жизни общества, расстановка политических сил. Дает даже относительно мелким партиям места в парламенте. Эта реальная перспектива для малой партии добиваться сторонников и способствует сохранению многопартийности.

2. обеспечивает относительно справедливое представительство политических сил в парламенте. В результате при принятии решений больше учитываются интересы отдельных социальных и политических групп.

3. обеспечивает представительство в парламенте небольшим политическим партиям (при условии невысокого заградительного барьера).

 

 

Недостатки:

1. Способствует фрагментации политического спектра. Политические силы, которые в масштабах страны пользуются небольшой поддержкой, получают представительство в парламенте, хотя это может не соответствовать их реальному положению в политической системе. В парламенте появляется множество мелких фракций, объединенных вокруг мало влиятельны но амбициозных лидеров, которые, будучи не способными конструктивному сотрудничеству, путем обструкции будут препятствовать принятию необходимы для страны решений. (Польский Сейм конца 90-хгг., партия любителей пива). Они могут оказывать значительное влияние на действие властных институтов. Такие ситуации особо нежелательны, когда правительство должно опираться на парламентской большинство, даже если его и удается создать, оно недолговечно, коалиция легко распадается, что приводит к правительственным кризисам (Италия- правительство держалось не более гола с 1947-по 1960-е гг). Для этого и вводят заградительный барьер (избирательный порог) – минимальный установленное количество голосов, которое должен собрать партийный список, чтобы участвовать в распредели мандатов (для избежания излишней фрагментированности политических сил в парламенте).

2. Возникают сложности при формировании правительства и в ходе его деятельности, поскольку, как правило, ни одна партия не имеет парламентского большинства. Правительство формируется на основе многопартийной коалиции, часто неустойчивой. Коалиция разнородных по своим целям и интересам партий приводит к межпартийным конфликтам, отличается непоследовательностью и противоречивостью в решениях. (Италия- правительства держались в среднем менее 2 лет до н.1999-х гг.)

3. Голосование происходит по многомандатным округам, в которых соперничают списки кандидатов от партий, избиратели голосуют не за конкретных кандидатов (в лучшем случае знают только партийных лидеров), а за партии, что ослабляет связи между депутатами и избирателями.

4. Усиливается зависимость депутатов от своих партий, поскольку, списки кандидатов составляются в узком партийном кругу из числа проверенных товарищей- верхушка партии решает, кого включать в список для следующих выборов, или и какое место будет в списке у каждого депутата. Ослабевает связь между избирателями и парламентариями, поскольку голосование идет за партии, а не за конкретных лиц. (эта система привела в власти национал-социалистов посте Веймарской республики в Германии).

 

5. Партийное руководство может проводить в парламент неизвестных широкой публике профессионалов, которые смогут компетентно участвовать в разработке законов и контролировать действия исполнительной власти, но эти личности могут оказаться и волне бесполезными или даже одиозными.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: