Тема 11. ЛОГИСТИКАСЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
План темы.
1. Основныепонятияисодержаниелогистики сервисногообслуживания
2. Формированиесистемылогистическогосервиса
Основные понятия и содержание логистики сервисного обслуживания
Современная отечественная и мировая практика свидетельствует о возрастающей роли услуг в обеспечении конкурентоспособности фирмы, в борьбе за повышение объемов продаж товаров, постоянство клиентуры и пр. Это естественно, так как противостояние на рынке конкурирующих фирм определяется сегодня уровнем, комплексом, системой сопровождающих или подкрепляющих товар воздействий, т.е. услуг, называемых обычно «сервисом». Однако буквальный перевод английского слова «servise» означает службу и трактуется в обыденном понимании как обслуживание населения.
К основным принципам, которые положены в основу современного сервиса при организации продаж товаров, относятся:
- максимальное соответствие его требованиям потребителей и характеру потребляемых изделий;
|
|
- неразрывная связь сервиса с маркетингом, его основными принципами и задачами;
- гибкость сервиса, его направленность на учет меняющихся требований рынка, потребителей, обслуживаемых продуктов.
В условиях конкуренции производитель берет на себя ответственность за поддержание работоспособности выпущенного и проданного изделия в течение всего времени его экономически целесообразной эксплуатации с позиций потребителя в силу следующих обстоятельств.
Во-первых, отлаженный сервис помогает изготовителю формировать перспективный, достаточно стабильный рынок для своих товаров.
Во-вторых, высокая конкурентоспособность товара в значительной мере зависит от высококачественного сервиса.
В-третьих, сервис сам по себе достаточно прибыльное дело.
В-четвертых, отлично налаженный сервис — непременное условие высокого авторитета предприятия.
Под сервисом продажи как элемента логистического сервиса понимается система обслуживания, позволяющая покупателю (или потребителю) выбрать для себя оптимальный вариант приобретения и потребления технически сложного изделия, экономически выгодно эксплуатировать его в течение разумно обусловленного срока, диктуемого интересами потребителя.
Основными задачами логистического сервиса являются:
- консультирование потенциальных покупателей перед приобретением ими товара данного предприятия, позволяющее им сделать сознательный выбор;
- подготовка покупателя к наиболее эффективной и безопасной эксплуатации приобретаемой техники;
- передача необходимой технической документации, позволяющей специалистам покупателя должным образом выполнять свои функции;
|
|
- предпродажная подготовка изделия во избежание малейшей возможности отказа в работе во время демонстрации потенциальному покупателю;
- доставка изделия на место эксплуатации таким образом, чтобы свести к минимуму вероятность его повреждения в пути;
- приведение изделия в рабочее состояние на месте эксплуатации и демонстрация потребителю его в действии;
- обеспечение полной готовности изделия к эксплуатации в течение всего срока его нахождения у покупателя;
- оперативная поставка запасных частей для ремонта вышедшего из строя изделия.
Состояние национальной экономики, даже в лучшие ее годы, позволяет выделить основные причины отставания сервисного обслуживания в стране.
Во-первых, организационно-технический уровень сервисного обслуживания еще не может сравниться с уровнем организации и индустриального обеспечения производственного процесса из-за значительных организационных потерь и низкого качества услуги.
Во-вторых, техническая сложность изделий современного уровня развития техники и производства, их высокая наукоемкость и производительность требуют от сервиса решения двух задач: тождественности производственно-технологической базы сервиса, ее оснащения основному производству; высоких разрешительных возможностей по восстановлению работоспособности техники в связи с большими потерями от ее простоя.
В-третьих, требуется преодоление устоявшейся тенденции отставания инфраструктурной составляющей национального хозяйства от основного производства.
В-четвертых, пропагандируемый приоритет основного производства, более льготные и привилегированные условия труда и отдыха в этой сфере хозяйствования привели к потере престижности обслуживания как полезного для общества вида деятельности, что сказалось на отношении к труду и его качественным показателям в этой сфере хозяйства.
В практике нашли воплощение следующие варианты сервисного обслуживания продукции в рамках модификации товарной политики фирмы-изготовителя:
- организация сервиса силами самой фирмы — изготовителя товара;
- делегирование функций сервиса филиалу фирмы-изготовителя;
- для организации сервиса создается специализированная фирма;
- сервис выполняется силами привлекаемых агентов, дилеров, т.е. посредников, с передачей им всей ответственности по качеству выполненных услуг;
- для организации сервиса формируется на кооперативной основе организационное образование — фирма, консорциум и пр., за которым закрепляется право производства и поставки запасных частей и осуществления ремонтных работ;
- дифференциация услуг между потребителем (только техническое обслуживание) и изготовителем (подготовка кадров).
Отличительной особенностью современного периода является переход развитых стран от так называемой индустриальной экономики к сервисной. Каковы же основные отличия «сервисной» экономики от индустриальной?
Во-первых, в «сервисной» экономике предприятия нацелены, в первую очередь, на повышение эффекта полезности, более полное удовлетворение специфических запросов клиентов. В индустриальной же экономике производители стремятся максимизировать объем выпуска товарной продукции.
Во-вторых, в «сервисной» экономике понятие полезности отождествляется с характером использования и с тем, насколько совершенны системы, включающие как материальный продукт, так и соответствующие услуги, а в индустриальной — только с материальной продукцией.
В-третьих, в «сервисной» экономике под понятием «качество» понимается способность производителя установить и постоянно поддерживать отношения с потребителем в целях максимизации степени удовлетворения его потребностей. В индустриальной экономике под качеством понимают умение предприятия «хорошо делать свое дело».
|
|
В-четвертых, в «сервисной» экономике меняется стиль менеджмента, отличительными особенностями его становятся гибкость, быстрота принятия решений, сетевая организация, свобода маневра и открытость. В индустриальной экономике менеджмент носит в значительной мере «механистический» характер.
В-пятых, основное внимание в «сервисной» экономике уделяется эффективности функционирования материально-сервисных систем, а в индустриальной — преобразованию сырья в готовую продукцию, т.е. производству.
В «сервисной» экономике главным фактором, определяющим успех предприятия, является его способность понять системы предпочтений клиента и тенденции их развития и как можно лучше удовлетворять его запросы.
Важность сервиса непрерывно возрастает, что объясняется многими причинами, в частности социальными программами, принимаемыми различными странами; развитием общей индустрии сервиса и концентрацией в ней все большего количества компаний и трудоспособного населения; нацеленностью в своей деятельности многих фирм на конечного потребителя; развитием концепции всеобщего управления качеством в индустрии сервиса.
Таким образом, понятие логистического сервиса можно сформулировать как совокупность нематериальных логистических операций, обеспечивающих максимальное удовлетворение спроса потребителей в процессе управления материальными, финансовыми и информационными потоками, наиболее оптимальным, с точки зрения затрат, способом.
Объектом логистического сервиса являются различные потребители материального потока, а предметом — процесс сервисного обслуживания.
Сопоставим некоторые логистические операции в логистической цепи управления материальными потоками и в логистической сервисной системе (табл. 1).
|
|
Таблица1 - Сопоставлениеуправлениялогистическимиоперациями влогистическойцепиилогистическойсервиснойсистеме
Логистическиеоперации управленияматериальными потокамилогистической цепи | Логистические операцииуправления в логистическойсервисной системе |
Прогнозирование объема продаж | Прогнозирование объема сервиса |
Источники/закупки | Наем персонала сервиса, сбор информации о предполагаемых услугах |
Планирование производства | Расписание работы персонала и сервисного оборудования; выбор канала продвижения сервиса |
Внутренняя транспортировка | Сбор информации |
Управление запасами | Управление мощностями сервисного оборудования; управление данными; обучение персонала; регистрация клиентов |
Складирование | Хранение данных (информации); ведение баз данных ПК |
Процедуры заказа | Взаимодействие с клиентами; оценка потребностей; переговоры |
Система дистрибьюции | Сеть выставок; системное планирование; планирование сервисной сети |
Контроль в дистрибьюции | Сетевой контроль; контроль коммуникаций |
Внешняя транспортировка | Ротация кадров; движение персонала: передача информации о сервисе |
Логистическое администрирование | Сетевое администрирование |
Потоки сервиса, как и материальные потоки, распространяются в определенной среде доставки, в которой существуют свои звенья логистической системы, каналы, цепи и т.д. Эта сеть должна быть построена таким образом, чтобы максимально эффективно удовлетворять требованияпотребителей к сервису.
Все работы в области логистического обслуживанияможно разделить на три основные группы:
- предпродажные, т.е. работы по формированию системы логистического обслуживания. До начала процесса реализации работа в области логистического сервиса включает в себя, в основном, определениеполитики фирмы в сфере оказания услуг, а также их планирование;
- работы по оказанию логистических услуг, осуществляемые в процессе продажи товаров. Например: наличие товарных запасов на складе; исполнение заказа, в том числе подбор ассортимента, упаковка,формирование грузовых единиц и другие операции;обеспечение надежности доставки; предоставлениеинформации о прохождении грузов;
- послепродажный логистический сервис. Например:гарантийное обслуживание, обязательства по рассмотрению претензий покупателей, обмен и т.д.