Занятие 9: КУЛЬТУРА РОССИИ В XVII в.
Вопросы для обсуждения:
1. Характерные черты, особенности, направления, стили культуры России XVIIв.
2. Образование, развитие книжного дела, накопление научных знаний.
3. Общественная мысль, новые черты в развитии литературы, расширение тематики произведений.
4. Архитектура, живопись, зарождение новых видов искусства.
5. Повседневно-бытовые реалии российского общества XVII в.
6. Культура и религия неславянских народов в составе Российского государства в XVII в.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСОВ
Характерные черты, особенности, направления, стили культуры России XVII в.
Новые тенденции в развитии культуры России. Особенности социально-экономического развития России в позднее средневековье. Подъём культуры после Смутного времени. «Бунташный век». Влияние исторических факторов на историю культуры. Расширение культурных контактов с Западом и Востоком и их отражение в памятниках искусства. Влияние воссоединения Украины с Россией на развитие отечественной культуры. Обмирщение русской культуры (понятие, формы, особенности и последствия). Начало формирования русской нации. Роль культуры России XVII в истории страны.
|
|
Изменения в направлениях и стилях отечественной культуры. Разнообразие приёмов и форм. Разрушение иконографических канонов.
Образование, развитие книжного дела, накопление научных знаний.
Просвещение и образование. Симеон Полоцкий и другие деятели российского просвещения XVII в. Славяно-греко-латинская академия. Распространение грамотности. «Букварь» В.Ф. Бурцева. Появление частных печатных книг. Возникновение частных школ.
Накопление научных знаний. Арифметика и геометрия. Исторические сочинения («Новый Летописец», Хронограф, «Синопсис»). Медицинские знания («О строении человеческого тела»). Развитие астрономии. Географические открытия отечественных землепроходцев и мореходов (С. Дежнёв, В. Поярков, Е. Хабаров).
Общественная мысль, новые черты в развитии литературы, расширение тематики произведений.
Фольклор.
Литература. Возникновение новых жанров. Сатирические повести («О шемякином суде», «О Ерше Ершовиче – сыне Щетинникове»). Появление мемуарной литературы («Житие протопопа Аввакума»). Возникновение стихосложения (Феофан Прокопович). Сочинения нравоучительного характера.
Общественно-политическая мысль. Юрий Крижанич. Обсуждение событий Смутного времени, церковного раскола. Появление первой русской газеты («Куранты»).
Архитектура, живопись, зарождение новых видов искусства.
Архитектура.
|
|
Основные тенденции развития архитектуры. Архитектура Москвы. Замедление темпов строительства в период Смутного времени.
Церковная архитектура первой половины XVII в. Московские церкви Рождества Богородицы в Путинках, Николы в Хамовниках, Троицы в Никитниках. Особенности конструкции и декорации. Успенская церковь («Дивная») Алексеевского монастыря в Угличе.
Храмовое и монастырское строительство в период патриаршества Никона. Воскресенский собор в Новом Иерусалиме.
Гражданское строительство. Дворец в Коломенском. Теремной дворец в Кремле.
Архитектура Ярославля. Церкви Ильи Пророка и Иоанна Предтечи в Толчкове. Особая декоративность и живописность построек. Архитектурный ансамбль Ростовского кремля.
Ансамбль в Кижах. Покровская, Преображенская церкви и колокольня. Разнообразие приёмов и форм деревянной архитектуры.
Архитектура последней четверти XVII в. Постройки Москвы. Колокольня Новодевичьева монастыря. Церковь Вознесения в Кадашах. Стремление к обновлению языка архитектуры. Особенности декорации и конструкции церквей «Нарышкинского стиля». Церковь Покрова в Филях. Церковь Знамения наШереметьевом дворе в Москве. Церковь Троицы в Троице-Лыкове и Спаса в Уборах (под Москвой).
Живопись.
Новые тенденции в развитии живописи. Новый взгляд на окружающий мир и его отображение в живописи. Интерес к повседневной жни, природе и самому человеку. Расширение тематики изображений. Изменения в иконографии. Обновление художественного языка. Стремление к детальности повествования, тщательности разработки сюжетов, многофигурным композициям. Расширение светской тематике. Усиление эстетической функции. Влияние западноевропейской культуры.
Развитие творческих принципов Годуновской и Строгановской школ живописи.
Новации в иконописи. Царские изографы. Симон Ушаков. Художественные особенности созданных им образов.Иконы с изображением Спаса Нерукотворного, «Богоматерь Владимирская»,«Древо Государства Московского», «Троица». Теоретическое осмысление творческого процесса иконописцев. Первые художественные трактаты и практические руководства.
Зарождение жанра светского портрета. Ранние парсуны с изображением Ивана Грозного. Портреты царей Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича, князя Скопина-Шуйского.
Последний взлёт монументальной живописи. Возобновление древних росписей Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, Архангельского и Успенского соборов Кремля. Создание новых фресковых ансамблей. Росписи церкви Троицы в Никитниках.
Новые черты в живописи. Изменение масштаба, многочисленные детали, повествовательность, «бытовизм», декоративность. Роль орнамента.
Расцвет художественных школ в различных центрах России.
Развитие гравюры и декоративно-прикладного искусства.