Хозяйственное освоение, социальная структура населения и система административного управления новыми территориями в Сибири и на Дальнем Востоке

 

Занятие 9: КУЛЬТУРА РОССИИ В XVII в.

Вопросы для обсуждения:

1. Характерные черты, особенности, направления, стили культуры России XVIIв.

2. Образование, развитие книжного дела, накопление научных знаний.

3. Общественная мысль, новые черты в развитии литературы, расширение тематики произведений.

4. Архитектура, живопись, зарождение новых видов искусства.

5. Повседневно-бытовые реалии российского общества XVII в.

6. Культура и религия неславянских народов в составе Российского государства в XVII в.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСОВ

Характерные черты, особенности, направления, стили культуры России XVII в.

Новые тенденции в развитии культуры России. Особенности социально-экономического развития России в позднее средневековье. Подъём культуры после Смутного времени. «Бунташный век». Влияние исторических факторов на историю культуры. Расширение культурных контактов с Западом и Востоком и их отражение в памятниках искусства. Влияние воссоединения Украины с Россией на развитие отечественной культуры. Обмирщение русской культуры (понятие, формы, особенности и последствия). Начало формирования русской нации. Роль культуры России XVII в истории страны.

Изменения в направлениях и стилях отечественной культуры. Разнообразие приёмов и форм. Разрушение иконографических канонов.

 

Образование, развитие книжного дела, накопление научных знаний.

Просвещение и образование. Симеон Полоцкий и другие деятели российского просвещения XVII в. Славяно-греко-латинская академия. Распространение грамотности. «Букварь» В.Ф. Бурцева. Появление частных печатных книг. Возникновение частных школ.

Накопление научных знаний. Арифметика и геометрия. Исторические сочинения («Новый Летописец», Хронограф, «Синопсис»). Медицинские знания («О строении человеческого тела»). Развитие астрономии. Географические открытия отечественных землепроходцев и мореходов (С. Дежнёв, В. Поярков, Е. Хабаров).

 

Общественная мысль, новые черты в развитии литературы, расширение тематики произведений.

Фольклор.

Литература. Возникновение новых жанров. Сатирические повести («О шемякином суде», «О Ерше Ершовиче – сыне Щетинникове»). Появление мемуарной литературы («Житие протопопа Аввакума»). Возникновение стихосложения (Феофан Прокопович). Сочинения нравоучительного характера.

Общественно-политическая мысль. Юрий Крижанич. Обсуждение событий Смутного времени, церковного раскола. Появление первой русской газеты («Куранты»).

 

Архитектура, живопись, зарождение новых видов искусства.

Архитектура.

Основные тенденции развития архитектуры. Архитектура Москвы. Замедление темпов строительства в период Смутного времени.

Церковная архитектура первой половины XVII в. Московские церкви Рождества Богородицы в Путинках, Николы в Хамовниках, Троицы в Никитниках. Особенности конструкции и декорации. Успенская церковь («Дивная») Алексеевского монастыря в Угличе.

Храмовое и монастырское строительство в период патриаршества Никона. Воскресенский собор в Новом Иерусалиме.

Гражданское строительство. Дворец в Коломенском. Теремной дворец в Кремле.

Архитектура Ярославля. Церкви Ильи Пророка и Иоанна Предтечи в Толчкове. Особая декоративность и живописность построек. Архитектурный ансамбль Ростовского кремля.

Ансамбль в Кижах. Покровская, Преображенская церкви и колокольня. Разнообразие приёмов и форм деревянной архитектуры.

Архитектура последней четверти XVII в. Постройки Москвы. Колокольня Новодевичьева монастыря. Церковь Вознесения в Кадашах. Стремление к обновлению языка архитектуры. Особенности декорации и конструкции церквей «Нарышкинского стиля». Церковь Покрова в Филях. Церковь Знамения наШереметьевом дворе в Москве. Церковь Троицы в Троице-Лыкове и Спаса в Уборах (под Москвой).

Живопись.

Новые тенденции в развитии живописи. Новый взгляд на окружающий мир и его отображение в живописи. Интерес к повседневной жни, природе и самому человеку. Расширение тематики изображений. Изменения в иконографии. Обновление художественного языка. Стремление к детальности повествования, тщательности разработки сюжетов, многофигурным композициям. Расширение светской тематике. Усиление эстетической функции. Влияние западноевропейской культуры.

Развитие творческих принципов Годуновской и Строгановской школ живописи.

Новации в иконописи. Царские изографы. Симон Ушаков. Художественные особенности созданных им образов.Иконы с изображением Спаса Нерукотворного, «Богоматерь Владимирская»,«Древо Государства Московского», «Троица». Теоретическое осмысление творческого процесса иконописцев. Первые художественные трактаты и практические руководства.

Зарождение жанра светского портрета. Ранние парсуны с изображением Ивана Грозного. Портреты царей Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича, князя Скопина-Шуйского.

Последний взлёт монументальной живописи. Возобновление древних росписей Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, Архангельского и Успенского соборов Кремля. Создание новых фресковых ансамблей. Росписи церкви Троицы в Никитниках.

Новые черты в живописи. Изменение масштаба, многочисленные детали, повествовательность, «бытовизм», декоративность. Роль орнамента.

Расцвет художественных школ в различных центрах России.

Развитие гравюры и декоративно-прикладного искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: