Основные методологические принципы истории экономических учений

Таблица №1.2.

Методологический принцип Характеристика
Иррационализм как методологический принцип, предполагает отрицание познавательного значения разума либо отводит разуму вспомогательную роль и поэтому допускает утверждение того, что как человек и окружающий его мир, так и история иррациональны по своей природе, а также выдвигает на первый план аспекты духовной жизни, выходящие за пределы мышления, как-то: воля, чувство, интуиция, воображение, мистическое озарение и т. д.
Релятивизм – принцип методологии, базирующийся на абсолютизации положений об изменчивости действительности и условности наших знаний о ней, вследствие чего факты развития познания, сопровождающиеся преодолением достигнутого прежде уровня, рассматриваются как доказательные аргументы его (познания) неистинности, как основание для отрицания объективных истин.

 

Эволюционизм – методологический принцип, в соответствии с которым процесс развития системы рассматривается как медленное изменение количественных характеристик, позволяющих констатировать происходящие постепенные и глубокие качественные изменения, характеризовать особенности этих изменений в природе и общественных процессах, включая экономику, культуру и иные системы.
Органицизм – это такой методологический принцип, который допускает только целостный (системный) подход к изучению объектов, а составляющие их элементы и отношения между ними характеризуются как внутренние, т. е. лишь как компоненты (части) исследуемого объекта.
Полифункционализм – принцип методологии, допускающий необходимость изучения деятельности индивида в самых разнообразных проявлениях с тем, чтобы избежать сведение множества социальных функций к определению только одной, в соответствии с которой человек характеризуется главным образом как максимизатор функции полезности.

 

Методы истории экономических учении

Таблица №1.3.

Метод Характеристтика
Метод логической (научной) абстракции (По-латински «abstractio» означает отвлечение) предполагает намеренное отвлечение исследователя от частных или, как принято говорить, второстепенных моментов и сторон определенного явления ради выявления в нем того, что имеет существенное значение и постоянно повторяется и позволяет раскрыть суть экономического явления в таких наиболее общих понятиях (категориях), как производство, деньги, обмен, потребность, распределение и др.
Анализ Как один из методов познания, основывается на многоступенчатом, многоходовом процессе мысленного расчленения изучаемого

 

  Экономический эксперимент проводится в следующей последовательности: теоретическая и организационная подготовка, экономико-математическое моделирование, проведение и наблюдение за ходом экономического эксперимента, подведение итогов и принятие решений и выводов по использованию его результатов.

Методология экономических школ

В истории экономических учений выделяют три периода: Дорыночную экономику, нерегулируемую и регулируемую рыночную экономику. Рассмотрим доминирующие методы в каждой из этих периодов в таблицу

 

Таблица №1.4.

Доминирующие методы Дорыночная экономика Нерегулируемая рыночная экономика Регулируемая рыночная экономика
Каузальный Поздний меркантелизм Австрийская школа, Лозанская Кйнс, Вальрас  
Формальная логика В том числе:      
Индукция      
Дедукция      
Синтез      
Анализ      
Функциональный      
Субъективно-психологический      
Исторический      
Математический      
Коллективно-психологический      
Сравнительный      
Количественный      
Логической абстракции-      
Статистический      

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: