Тема 12 Анаэробное окисление глюкозы. Глюконеогенез.
Актуальность темы
Глюкоза является ключевым метаболитом в обмене углеводов, расщепление которой сопровождается высвобождением энергии. Катаболизм глюкозы может происходить в аэробных и анаэробных условиях. Несмотря на то, что энергопродукция в анаэробном гликолизе низкая, при дефиците кислорода это единственный эффективный процесс синтеза АТФ.
Главным источником глюкозы как метаболического топлива для организма человека экзогенные полисахариды, моносахариды - фруктоза, галактоза в составе сахарозы и лактозы. Наряду с этим существует путь глюконеогенеза, который обеспечивает организм глюкозой за счет ее синтеза из неуглеводныхбиомолекул, а также альтернативный пентозофосфатный путь, в результате функционирования которого образуется другой тип метаболической энергии - НАДФН • Н +, который используется в восстановительных синтезах.
В связи с указанным выше изучения катаболизма глюкозы является очень важным в формировании базовых биохимических знаний будущих фармацевтов.
|
|
Цель занятия:
Ø уметь интерпретировать механизм анаэробного окисления углеводов в организме человека поконечных продуктах этого процесса для оценки энергетического обеспечения организма в норме и патологии.
Ø знать роль ферментов и коферментов для протекания реакций гликолиза.
Ø овладеть основными принципами регуляции и особенностями протекания реакций глюконеогенеза.
Ø уметь определять наличие молочной кислоты в биологических жидкостях реакцией Уффельманна
Конкретные цели:
- нализировать основные источники и пути использования глюкозы крови.
- Трактовать механизмы преобразования углеводов в анаэробных условиях; химизм этих преобразований;
- Анализировать особенности реакций гликолиза, проходят с использованием энергии АТФ.
- Анализировать особенности протекания реакций субстратного фосфорилирования и синтеза АТФ.
- Объяснять роль коферментов и ферментов в прохождении реакций гликолиза.
- Анализировать механизмы регуляции анаэробного окисления углеводов.
- Анализировать особенности протекания реакций и субстраты глюконеогенеза.
- Объяснять и уметь трактовать механизмы регуляции глюконеогенеза.
- Рассчитывать энергетические затраты на синтез глюкозы из различных субстратов.
- Объяснять механизмы функционирования глюкозо-аланиновый цикла и цикла Кори.
Теоретические вопросы
1 Глюкоза, как важный метаболит углеводного обмена: общая схема источников и путей превращения глюкозы в организме.
2 Спиртовое и другие виды брожения, химизм и биологическая роль этих процессов.
|
|
3 Особенности ферментативные реакции анаэробного окисления глюкозы (гликолиза):
• локализация в клетке,
• биологическая роль,
• характеристика ферментативных реакций гликолиза, проходят с использованием энергии;
• механизм гликолитической оксидоредукции;
• характеристика ферментативных реакций субстратного фосфорилирования гликолиза;
• лактатдегидрогеназна реакция в гликолизе, ее механизм и особенности течения.
4 Энергетическая ценность анаэробного окисления глюкозы.
5 Механизмы регуляции скорости протекания реакций анаэробного окисления глюкозы ключевые ферменты гликолиза.
6 Биосинтез глюкозы - глюконеогенез:
• физиологическое значение,
• субстраты,
• ферментативные реакции,
• регуляторные ферменты,
• энергетика процесса.
7 Лактат и аланин как субстраты глюконеогенеза, глюкозо-лактатный (цикл Кори) и глюкозо-аланиновый циклы.
8 Взаимосвязь и реципрокная регуляция гликолиза и глюконеогенеза.
Практическая работа